из музеев Углича, Ярославля, Рыбинска.
Углич 2005.
|
|
Портрет титулярного советника Протопопова
1819 г. Холст, масло (Угличский музей) 77х67,5 Уг.-2207 |
|
|
Портрет Анны Ивановны Протопоповой (ур. Муниной)
1819 г. Холст, масло (Угличский музей) 75х60 Уг.-2160 |
|
|
Портрет Матвея Сергеевича Сурина
1829 г. Холст, масло (Угличский музей) 80х64,5 Уг.-2204 |
|
|
Портрет Агрипины Андреевны Суриной
1829 г. Холст, масло (Угличский музей) 79х64 Уг.-2160 |
|
|
Портрет Павла Матвеевича Сурина
1829 г. Холст, масло (Угличский музей) 79,5х64 Уг.-2162 |
|
|
|
Портрет Евдокии Дмитриевны Суриной
1829 г. Холст, масло (Угличский музей) 79х64,5 Уг.-2161 |
|
|
Портрет Семена Григорьевича Шапошникова
1829 г. Холст, масло (Угличский музей) 77х64,5 УГ.-2208 |
|
|
Портрет Парасковьи Михайловны Шапошниковой
1829 г. Холст, масло (Угличский музей) 77х64,5 Уг-2126 |
|
|
Портрет Василия Григорьевича Куклинского
1831 г. Холст, масло (Ярославский музей) 70х60 ЯМЗ-9220 |
|
|
Портрет Глафиры Александровны Куклинской
1831 г. Холст, масло (Ярославский музей) 77х62 ЯМЗ-9231 |
|
|
|
Портрет неизвестного
1837 г. Холст, масло (Угличский музей) 116х84 Уг.-15786 |
|
|
Портрет неизвестной
1837 г. Холст, масло (Угличский музей) 116х84 Уг.-15787 |
|
|
Портрет Григория Васильевича Буторина
1839 г. Холст, масло (Рыбинский музей) 84,9х68,3 РБМ-76 |
|
|
Портрет Прасковьи Николаевны Буториной
1839 г. Холст, масло (Рыбинский музей) 83,8х67 РБМ-74 |
|
|
Портрет Николая Федоровича Тарханова
1842 г. Холст, масло (Ярославский музей) 68,5х58 ЯМЗ-9225 |
|
|
|
Портрет Матвея Сергеевича Сурина
1843 г. Холст, масло (Угличский музей) 88,5х70 Уг.-2187 |
|
|
Портрет Павла Матвеевича Сурина
1843 г. холст, масло (Угличский музей) 88,5х70 Уг.-2365 |
|
|
Портрет Надежды Андреевны Суриной
1845 г. Холст, масло (Угличский музей) 89,5х71,5 Уг.-2177 |
|
|
Портрет угличского городского головы А. К. Воронова
Холст, масло (Угличский музей) 87х70,2 Уг.-2197 |
|
|
Портрет Василия Михайловича Зимина
Холст, масло (Угличский музей) 78,7х64,5 Уг.-2206 |
|
|
|
Портрет Ольги Дмитриевны Зиминой
Холст, масло (Угличский музей) 78,7х64,4 Уг.-2206 |
|
|
Портрет И. Е. Мальцева
Холст, масло (Угличский музей) 89,5х71,5 Уг.-2178 |
|
|
Портрет Пелагеи Тимофеевны Рыковой
Холст, масло (Ярославский музей) 67х56 ЯМЗ-9235 |
|
|
Также на выставке были представлены:
|
|
Витрина с вещами XIX в.
|
|
|
|
|
|
|
|
Церковь царевича Димитрия на крови
Василий Иванович Серебреников середина XIX в. (бумага, акварель) |
|
|
Дворец царевича Димитрия
Василий Иванович Серебреников середина XIX в. (бумага, акварель) |
|
|
Спасо-Преображенский собор
Василий Иванович Серебреников середина XIX в. (бумага, акварель) |
|
|
Церковь рождества Иоанна Предтечи.
Василий Иванович Серебреников середина XIX в. (бумага, акварель) |
|
|
Витрина предметов XVII века.
|
|
|
|
Шлем XVII в.
|
|
|
|
|
Богоматерь казанская XVII в.
Оклад серебряный 1783 г. Пробирный мастер Степан Белкин, Москва. Из собрания А.С.Бурова. |
|
|
Оружие XVII в.
|
|
|
|
|
|
|
|
П.Д. Бучкин
Портрет Н.И.Зыкова. 1962 г. |
|
|
|
П.Д. Бучкин
Этюды к картине "Воззвание Козьмы Минина к русскому народу", 1940-е гг. |
|
|
П.Д. Бучкин
Этюды к картине "Воззвание Козьмы Минина к русскому народу", 1940-е гг. |
|
|
П.Д. Бучкин
"Воззвание Козьмы Минина к русскому народу" |
|
|
|
|
|
|
|
|
Реклама :
Иван Васильевич Тарханов
(1780 -1848)
Угличский портретист признан одним из самых ярких и в то же время типичных
ивописцев первой половины XIX века. Его произведения стали
классикой того направления живописи, которое должно было выразить вкусы и
представления «среднего сословия» - купцов, мещан, чиновников и утвердить в
глазах современников определенный и узнаваемый сословный положительный идеал.
И.В.Тарханов происходил из рода угличских священников и ремесленников, известных
по документам с XVII века. Прадед художника Таврило был священником
Николо-Сухопрудской церкви, дядя - Федор Андреевич - в чине титулярного
советника служил "угличской градской думы письмоводителем".
Будущий художник учился у местных иконописцев, возможно, у П.А.Масленникова,
писавшего в 1815 году иконы для Знаменской церкви Воскресенского монастыря.
С 1820-х по 1840-е годы в чине коллежского регистратора Тарханов был записан "в
число приказно-служителей города". На обороте многих холстов стоит пространная
подпись художника: «Писал угличский живописец коллежский регистратор Иван
Тарханов...»
Тарханов создал обширную галерею портретов городских жителей, среди них редкий
пример живописной домашней хроники - семь портретов представителей семьи
Суриных, заказы которых он выполнял в 1829, 1843 и в 1845 годах. Каждый раз
заказчики стремились не просто увековечить свою внешность для потомков, но и
получить некий достоверный документ, который свидетельствовал бы о важных
событиях в жизни семьи - совершеннолетие и брак сына, выход главы семьи в
отставку с поста бургомистра с почетным правом ношения мундира, означенной
должности присвоенного», о чем было извещено через «Губернские ведомости», и,
наконец, второй брак сына.
Основная часть работ Тарханова находится в собрании Угличского музея, парные
изображения В.Г. и Г.А.Куклинских и портрет П.Т.Рыковой в коллекции Ярославского
музея-заповедника, портреты В.Г. и П.М.Буториных в Рыбинском музее-заповеднике.
В 1980-е годы они были показаны на выставках в Ярославле, Костроме, Москве,
Ленинграде, а также в Германии и Югославии.
Текст с буклета:
Жил-был коллежский регистратор... Где-то
на плане города должен быть его дом, он ходил по тем же улицам, но видел их
другими: еще строилась. Дума, не было большого собора на Ростовской. Кланялся
знакомым и, верно, слышал в ответ - «Мое почтение, господин Тарханов!»
Самый известный угличский художник, ХIХ века не оставил
автопортрета (или он просто никем не сохранен?). Иван Васильевич родился в семье
священника в 1780 г., умер в 1848-м: около шестидесяти восьми - это много по
меркам времени («Впрочем? хотя все жители ведут жизнь здоровую, но умирают между
60 и 50 лет от рождения своего», - сетует в 1799 г. автор описания губернии).
Служил в канцелярии, его чин- 14 -я ступень статской службы, - поднялся ли он
когда-нибудь хоть на одну выше?
Лучшими для работы художника, похоже, были октябрь и ноябрь.
Осенью 1829-го появились два портрета Шапошниковых и четыре Суриных, в октябре
1843-го он снова писал отца и сына Суриных, в 1845-м, опять в октябре, Н.А.
Сурину - самый красивый из своих портретов.
«Торговое сословие» тогда активно утверждалось в обществе:
купец доволен своим жизненным укладом, уважает себя в нем, гордится и любуется
его приметами. Здесь хранят привычки старины, но и примеряют - на свой лад -
заманчивый блеск дворянства, все это сплавляется в единый стиль, яркий и
полнокровный. Все знают, каким должен быть купец или «купеческая жена», чему
надо подражать, чего избегать? Сословию нужно только послушное зеркало, чтобы с
удовольствием всмотреться в свое лицо.
Основой купеческого портрета стала старинная парсуна с ее
торжественным тоном и доверием самооценке изображенного, с простыми позами и
любовью к деталям. Эта живопись будто вернулась к точке, которую давным-давно
прошел портрет дворянский. Здесь, опять есть «личное»" и «доличное», явное или
едва заметное: жизнь модели - в лице, фигура же во власти нарядной
декоративности, только детали документальны. Заказчики ревностно их отбирают
(«Рисуй, как знаешь, но только так, чтобы подвески спереди, да гребень сзади был
виден» -говорит художнику купец из повести В.Одоевского, выводят к нему
дочь-невесту). И портретист «расправляет» на холсте сюртуки и платья,
"поворачивает лицом» серьги. Их не скрадывает ракурс, не тревожит движение, -
голос каждой детали особенно отчетлив.
Среди работ Тарханова - хроника семьи
Суриных. Первые четыре портрета, две супружеские пары, составляют единое целое.
Надписи на обороте говорят о строгой домашней иерархии:
сначала позировали «угличский купец» и «купеческая жена», потом «купецкий сын»
и, наконец, «купецкаго сына жена».
М.С. Сурин: массивная фигура в темном
сюртуке, резко высветлено лицо с поднятой бровью. Это скупой и строгий, но и
самый значительный образ. Портрет А.А. Суриной смягчает впечатление: живые темные
глаза, приветливое лицо, наряд ярок и архаичен, жемчуг - знак благополучия дома
(в 1830-х на торгах в Угличе «сниска на, девяти нитках»; «решетчатая цепочка» и
серьги оценены в 500 рублей.)
Невестка выглядит иначе: платье, выдает знание столичных
фасонов, тугие локоны нити жемчуга. Здесь и бант с брошью -щегольская память о
повязке «с ушками». Пара изображена вскоре после свадьбы, и молодая женщина
являет праздничную сторону замужества.
П.М.Сурин совсем недавно достиг совершеннолетия и сам стал
главой семьи. Сюртук - подобие отцовского, шнурок для часов и печатка с
монограммой будто бы явные приметы -солидности: он ведет дёла, пишет письма,
располагает своим временем. Но все это только обещано - в его руке платок,
атрибут >женского или детского портрета, знак скромности в присутствии старших.
Это ссылка на главенство отца, вводящего сына в дела.
Образы домочадцев красноречивы -раскрыты и
пояснены, сами же они дополняют впечатление, о главе семьи в духе. сословного
положительного идеала. И как раз - отсутствие, атрибутов делает его
портрет - таким веским.
В 1843-м написаны парные; портреты обоих
мужчин в- мундирных кафтанах. Старший, бывший бургомистр, получил.
право «за беспорочную выслугу' (...) носить в отставке мундир означенной
должности»(«Губернские>*Ведомости»), для сына пришло время самостоятельности,
вскоре он станет городским головой.
Их манера держаться не похожа на выправку военных или |
подтянутость чиновников. Мундир связывает движения, шитый воротник принуждает
держать голову высоко и прямо, - перед зрителем уездные «отцы города». Через два
года к портрету овдовевшего сына Тарханов допишет изображение второй жены в
подвенечном уборе.
В этом образе - сословный идеал женской красоты., (Дородство
здесь признак здоровья и довольства, а еще - ровного] и мягкого характера, но
полное белое лицо 27-летней красавицы несет еще легкую тень кокетства. Есть тут
нечто от говора ловкой свахи - «авантажная», «розан пионовый», что-то.
нарочитое, но и созвучное старинному любованию невестой-«княгинюшкой».
Сурины обращались к Тарханову в особые -
моменты (совершеннолетие и брак сына, отставка, и право на мундир самого М.С.
Сурина, второй брак П.М. Сурина), чтобы не просто запечатлеть лица, но получить
свидетельство статуса. Тарханов же тщательно списывает ...
Изображения «неизвестных» на фоне окна наилучшим! образом
раскрывают смысла портретной пары: муж и жена, деловое письмо и богатая шаль,
достоинство и достаток Дома.
Чиновники, купцы, мещане, - стены Богоявленского собора, где
теперь висят
портреты, видели их живыми. Горожане проходят через город, меняют его во времени
, оставляют вереницы потомков . Некоторые, правда, . остаются или возвращаются -
смотреть на новое сегодня с холстов.
Наше - почтение, господин Портретист!