Выставка Рериха в Угличе
Реклама :
20 марта 2004 г.
В Угличе проходит выставка картин Николая Константиновича Рериха, названная «, экспонирующая картины Гималайской серии Н.Рериха из фондов
Международного центра-музея имени Н.К.Рериха (Москва) и приуроченная к столетию
создания цикла «Начало Руси. Славяне».
«Значимость сегодняшней выставки, - отметил заслуженный деятель культуры РФ
В.Ерохин, - в первую очередь в том, что угличане увидят те работы, которые
посвящены нашему городу. А второе, что важно, в наше время, время виртуальности,
имитации, внешних эффектов, и музей превращается из научно-просветительского в
культурно-досуговое учреждение, а эта выставка доказывает, что музеи не должны
опускаться до китча на потребу толпе, а призваны звать людей к высокому
искусству».
ИСТИНА В КРАСОТЕ
«Через цвет звучит приказ будущего. Все серое, черное и мрачное, туманное уже
достаточно затемняло человеческое сознание...»
Николай Рерих.
* * *
ЕСЛИ БЫ одним далеким жарким летним утром кто-нибудь мог заглянуть в это окно,
то он увидел бы разобранную кровать, разбросанные вокруг нее журналы и существо
в старых мальчишечьих шортах, выгоревшей майке и с перевязанным горлом, азартно
эти самые журналы изучающее. А что? Ну не "Колобка" же читать серьезному
шестилетнему человеку, если у него ангина и гулять все равно нельзя. А в
журналах красивые вкладыши, с репродукциями известных картин. И хотя мама
говорила, что к искусству надо приобщаться, любуясь подлинниками, но мало ли что
она говорит...
Шуршали листы, приятно пахла типографская краска, голова сладко кружилась от
незнакомых и таких красивых слов: Ватто, Рембрант, Дега... и вдруг открылись
картины, совершенно не похожие на остальные. С одной страницы смотрел старик с
добрыми глазами и в белой чалме, а на другой - спряталась в тень какого-то
неизвестного зелено-лилового кустарника девушка, точнее, молодая женщина в
оранжевом сари. Чем-то очень похожая на маму, с таким же красивым, правильным
лицом и усталыми, печальными руками...
Девочка деловито плюнула на пальцы и, помусолив их, перевернула страницу. И даже
отшатнулась. Там были горы. Вечные, как сама Вселенная, с розовым снегом и синим
льдом. А золотое сияние, пробивавшееся из-за них, обещало, что где-то там, стоит
только заглянуть, она найдет страну своих снов.
Пара движений ножницами, несколько капель клея - и вот рисунки уже украшают
спальню. Правда, позднее оказалось, что мама совсем не желала приобщаться к
прекрасному и даже что-то кричала по поводу испорченных обоев. Девочка страшно
обиделась и наказала себя, поставив в угол (пусть теперь непонятливая
родительница просит прощенья и уговаривает оттуда выйти). Но встала так, чтобы
краешком глаза, самым его уголочком, видеть сказочную девушку в оранжевом сари.
Так произошло мое первое знакомство с Рерихом. Это уже потом был таинственный
Врубель, болезненный Босх и страстный страдающий Ван Гог. Николай Рерих
оставался, как первая любовь. Я взахлеб читала о его великолепной семье, спешила
к нему на свидание, где бы ни была. В "Пушкинский"? А потом, хоть на минуточку,
завернуть за угол и пойти пообщаться с "Гималаями". В храм Христа Спасителя? Ну
как не зайти в музей Рериха?! И даже в "Третьяковке", скользнув взглядом по
врубелевскому "Демону", чуть ли не бегом в тридцать третий зал, где висят
таинственные, как древние руны, картины Рериха.
НИКОЛАЙ РЕРИХ родился в семье крупного юриста, получил прекрасное образование,
обучался в Петербургском университете и Академии художеств (именно там он под
влиянием таланта Васнецова и Куинджи увлекся темперой). Его произведения
отличаются не только необыкновенным смешением красок, но и неправдоподобным
светом. Словно рисует художник не красками, а солнечным лучом. Это очень видно в
его Гималайской серии. Солнце, отражаясь от снега, просто слепит глаза. Этого
эффекта Николаю Рериху удалось достигнуть путем необычного смешения красок. Он
замешивал темперу на особых клеях и смолах, поэтому она не приобретала
привычного желтоватого оттенка. Его белый цвет является истинно белым. Однако и
в картинах серии «Начало Руси. Славяне» мы замечаем тот же эффект. Так, на
картине «Ростов Великий» (ее репродукция представлена на выставке в Угличском
историко-художественном музее) могучие стены крепости не просто залиты солнцем,
а словно светятся изнутри.
Вообще замысел создать цикл картин, посвященных зарождению Руси, появился у
художника еще в 1897 году. К нему он будет возвращаться всю жизнь. И даже прожив
около тридцати лет за рубежом, Рерих остается верен своей Родине. Но первой и,
по моему мнению, одной из самых удачных картин была «Гонец. Восстал род на род»
(ее вы также можете увидеть на выставке): в ней найден главный принцип - не
копирование деталей, а создание целостного представления о времени и поэтизация
старины. Своим талантом живописца он воскрешал давно ушедшие лики славянской
земли. И неожиданно по-новому показал историю Древней Руси.
В предреволюционный период Николай Рерих много работал для театра, создавал
эскизы костюмов и декораций. А в 1923 году осуществил свою давнюю мечту -
путешествие в Индию и Центральную Азию, где он не только любовался природой, но
и изучал обычаи и мифы этих мест. Все увиденное запечатлял на своих полотнах.
Часто и с большой любовью писал женские образы, изображая женщину как Матерь
мира, животворящую силу самого космоса. Они созданы на основе старинных мифов и
легенд и наделены сложной многоплановой символикой. Его женщина, в первую
очередь, - символ материнства. Она все в себе вмещающая, все в себе зарождающая.
На Востоке культ Матери мира очень распространен, и во всех древнейших религиях
женские божества почитались самыми сокровенными. Рерих говорил: «И на Востоке, и
на Западе лик великой Матери-женщины есть мост полного единения».
Но, конечно, самым близким и ярким источником вдохновения стали для него
Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений (на выставке
представлены шестьдесят две работы из Гималайской серии).
Он рисовал каждый день, создал более 7000 картин. Семь тысяч картин своей жизни.
Николай Рерих -наверное, первый русский космополит, он объездил не только всю
Россию, но и в прямом смысле этого слова - весь мир. Жил в России, в Европе, в
США и закончил свою жизнь в Индии. И, несмотря на то, что он создал столько
полотен, написал 27 книг, в историю XX века он вошел прежде всего как философ,
просветитель, гуманист и борец за мир.
ЧТО В НЕМ ТАКОГО привлекательного, что тысячи - да нет, не тысячи, - миллионы
людей застывают в благоговении, глядя на чудный свет, идущий от картин? Чистота.
Чистота и красота в ее первозданном виде. И можно долго говорить о мастерстве
художника, о его таланте не только живописца, но и химика, но более всего
восхищает то, что человек столь великого ума сохранил такую девственную чистоту
души и веру в человечество.
Сегодня у угличан есть редкостный шанс - своими глазами увидеть частицу мировой
культуры, ведь, к сожалению, не часто нам выпадает такая возможность. Однако
залы музея почему-то пусты. А ведь директора школ, например, могли бы задуматься
над тем, что неплохо было, если б их ученики не только боевики по «телику»
смотрели, а и в сокровищницу мировой культуры заглянули. Ну хоть одним глазком.
Мария ЛАРИНА.
|