|
|
Л.Казарновская
Дарья Чужая цивровое фото |
|
|
Новый год
Дарья Чужая цивровое фото |
|
|
Дарья Чужая цивровое фото |
|
|
Ирина
Дарья Чужая цивровое фото |
|
|
Подружки
Дарья Чужая цивровое фото |
|
|
|
Любаша
Дарья Чужая цивровое фото |
|
|
Светлана
Дарья Чужая цивровое фото |
|
|
Ксенья
Дарья Чужая цивровое фото |
|
|
Автопортрет
Валерий Куртмулаев резьба по дереву |
|
|
|
|
|
"Сыновний долг"
Носов Леонид Николаевич , 1978 г. Х.М. 86х80 |
|
|
|
Канахистоа К.И.
Носов Леонид Николаевич , 1970-77 г. Х.М. 80х100 |
|
|
|
|
Соломина Е.М.1966 г.р.
"Портрет" 2000 г.ДВП.М. |
|
|
Соломина Е.М.1966 г.р.
"Портрет Леры" 2005 г.Х. М. |
|
|
Требоганова М.
"Портрет Марии" 1996 г. Бум. акварель. |
|
|
Дмитриев Б.А.
Носов Леонид Николаевич , 1965 г. Х.М. 86х80 |
|
|
"Портрет"
Лобачев Ю.В. 1968г.р. Х.М. 36х59,5 |
|
|
|
"Даня"
Казанцев О.И. 1971 г.р. 1999 г. х.м. 50х40 |
|
|
Янушевский А.В.
Куницин Ф.И. 1951 г.р. 1981г.. х.м. |
|
|
|
|
Портрет
Петров А. Б. 1953 г.р. Х.М. 1978 г. |
|
|
|
Портрет Потехина И. Н.
П. Бучкин Х.М. |
|
|
|
"Елена"
Максимова В.Н. 1953 г.р. , 1981 г. х.м. |
|
|
"Крестоносцев"
Копия Велиева И. В. х.м. |
|
|
"Бабушка"
Потехин И.Н.(1892-1961)гг Х.М. 1934 г. |
|
|
|
Ахлестин А.Н. 1963 г.р.
Х.М. 2003 г. |
|
|
|
"Отец"
Потехин И.Н. !982-1961) Х.М. |
|
|
|
|
|
Портрет Янушевской Т.А.
Куницин Ф.И. 1951 г.р.
|
|
|
Портрет
Рязанов С.В. 1964 г.р. |
|
|
|
"Рыжая"
Чугриев В. Ю. Бум. Акв. |
|
|
|
|
|
"Эмма Марковна"
Малоземов М. А. 1962 г.р. картон масло. |
|
|
|
|
"Митя спеит"
И.Н. Потехин .г. |
|
|
|
|
Этюд мальчик
И.Н. Потехин 1955 г. |
|
|
Автопортрет
И.Н. Потехин 1661 г. |
|
|
Емельянов М.М.
И.Н. Потехин 1933 г. |
|
|
Л.К. Гусев
И.Н. Потехин рисунок. |
|
|
|
Д.А. Крайнов (Археолог)
И.Н. Потехин .1960 г. |
|
|
Ленгвенс Ф.Ф.
Жулидов. 1940 г. |
|
|
П.Д. Бучкин 1944 г.
И.Н. Потехин .1944 г. |
|
|
П.Н. Козлов
И.Н. Потехин .г. |
|
|
П.К. Гусев
И.Н. Потехин 1961 г. г. |
|
|
|
Л.Н. Носов
И.Н. Потехин .1958 г. |
|
|
Портрет
С.В. Рязанов 1964, г. |
|
|
Валя Потехин
И.Н. Потехин .1928 г. |
|
|
"Таня Потехина начинает рисовать"
И.Н. Потехин .1960 г.1940 г. |
|
|
И.Н. Потехин . |
|
|
|
И.Н. Потехин .1920 г. |
|
|
Реклама :
Иван Николаевич Потехин
Иван Николаевич Потехин родился в семье сапожника в 1892 году, в семье было 18
детей, взрослых дочерей и один сын. Иван Николаевич закончил
З-х летнюю фабричную школу, 4-х летнее городское училище.
С раннего детства он начал рисовать , все заборы левого берега были изрисованы
его рисунками, в городском училище учитель рисования, заметив его усердие к
рисованию, приглашал его рисовать декорации для театра и убеждал отца не портить
мальчику будущее.
Отец был здравомыслящим человеком и отправил сына и 1910 году в Петербург, где
Иван Николаевич устраивается чернорабочим в столярную мастерскую и посещает
рисовальную школу, затем он зачисляется слушателем в художественное училище
барона Штиглица, которое успешно заканчивает, приобретя профессию учителя
рисования и черчения.
На службе в армии он тоже создает изостудию, учит солдат рисовать.
В Угличе он начинает работать преподавателем-методистом в Угличской семинарии и
учителем рисования и черчения в школах города.
Все это время Иван Николаевич продолжает изучать историю города ,живо
интересуется архитектурными памятниками, стремиться всеми силами предотвратить
разрушение их. Он постоянно рисует уголки старого Углича, пейзажи родной
природы, участвует в выставках городских, областных, общероссийских - 1946 году
его работы экспонировались на выставке в Москве, он становится членом союза
художников СССР.
Он создает кружки рисования, изостудию для взрослых людей, принимает деятельное
участие в исследовании и пропаганде лечебных свойств Угличской минеральной воды,
его интересует алтыновские глины, он участвует в археологических раскопках под
селом Заозерье 1958-59 гг, которые велись под руководством известного советского
археолога профессора Крайнова.
Поэтому он постоянно приглашается на различные семинары-симпозиумы, принимает
участие в заседаниях пленума института , материальной культуры академии наук
СССР.
Но основной его работой была педагогическая деятельность в Угличском
педагогическом училище. Он вкладывает всю душу в воспитание будущих учителей, он
учит рисовать, делать поделки из папье-маше, глины, прививает им различные
навыки ваятелей, пишет статьи, издает книги, его приглашают для выступления в
ряде сессий Академии педнаук РСФСР по вопросам эстетического воспитания детей.
Много делая для Угличского края, являясь секретарем Угличского краеведческого
общества, вел большую краеведческую работу.
Всего Потехиным создано около 200 работ, его работы хранятся в музеях Углича,
Ярославля, в Государственно- историческом музее Москвы.
В 19611 году 19 сентября Ивана Николаевича не стало, основную часть картин семья
передала в Угличской музей и , к сожалению на целых 50 лет его имя незаслуженно
придали забвению, не было ни выставок, ни заметок в газетах. Спасибо
Соболевскому И.Н., который к 100-летню Потехина И.Н. написал большую статью в
угличской газете. Ни одно поколение выросло в нашем городе, которое даже не
слышало о таком замечательном человеке.
К счастью, дочь Потехина Т.И. сохранила и память о своем отце, и его рисунки. По
инициативе клуба любителей искусств была создана выставка работ Потехина И.Н.,
около 80 рисунков представлено на ней. Эту выставку надо бы посетить всем
школьникам города. Здесь можно проводить уроки рисования, рисунки представлены в
различных техниках (перо, карандаш, акварель, масло).
Сейчас много говорится о создании программы патриотического воспитания
подрастающего поколения. Это воспитание нужно проводить, рассказывая и показывая
жизнь замечательных людей наших соотечественников, которые искренне любили свою
родину, бескорыстно и преданно ей служили, рисовали ее, сохраняли через свои
работы. Посещение выставок даст возможность нашим детям увидеть превосходство
созидательного труда над разрушительным, заставит задуматься над хрупкостью
окружающего мира, понять что это наш дом, наша родина и мы в ней хозяева. И как
мы будем относиться к своей малой родине, к нашему городу, к нашим деревьям,
зданиям, цветам, птицам, такое и будет будущее у детей наших детей.
И каждый человек должен сделать что-то доброе, созидательное, если мы будем
уважать свой труд, чужой труд, гордиться своим городом, своей страной и уважать
прошлое , настоящее и строить достойное будущее.
—— Углич и угличане ——
ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ БУЧКИН
4 февраля 1986 года исполняется 100 лет со дня рождения известного советского
художника Петра Дмитриевича Бучкина.
Судьба его связана с двумя городами: маленьким провинциальным Угличем и
столичным Петербургом-Ленинградом. Столетие соизмеримо в масштабе с жизнью
человека и поколения, к которому он принадлежит. И в эти дни живая память людей,
близко знавших и любивших Петра Дмитриевича, хранит его образ. В канун юбилея
в адрес Угличского музея идут письма этих людей. Из Ленинграда: «Ленинградская
организация художественного фонда РСФСР вместе с угличанами чествует и отмечает
100 летие со дня рождения Петра Дмитриевича Бучкина. Многие художники Ленинграда
— ученики Петра Дмитриевича, до сих пор с любовью и благодарностью вспоминают
этого замечательного художника, жизнерадостного, умно го и доброго человека»...
Из села Михайловского от директора музея-заповедника А. С. Пушкина С. Гейченко:
«4 февраля исполняется 100 лет со дня рождения замечательного русского
советского художника Петра Бучкина. Мне выпало большое счастье познакомиться с
ним еще в двадцатые годы. Он был другом многих ленинградских поэтов, писателей,
художников, ученых. Я встречался с ним в мастерских художников Сварога,
Веселова, Ушакова и многих других. Вместе с ним мы провожали покойного Есенина
из Ленинграда в Москву. Он был частым и желанным гостем заветного Пушкинского
Святогорья. Здесь он создал чудесные полотна, посвященные Пушкинскому
Михайловскому и его округе. Он очень любил свою родину — славный город Углич и
гордился им...>.
ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ БУЧКИН родился 22 января (4 февраля по новому стилю) 1886 года в
деревне Софроново Тверской губернии. Углич, куда переехала семья Бучкиных, стал
второй, осознанной с тех пор, как будущий живописец «самостоятельно мог перейти
улицу», и чтимой всю жизнь родиной.
Первоисточником богатейшего автобиографического материала служит книга П, Д.
Бучкина <О том, что в памяти», В своих «записках» семидесятилетний художник
обнаруживает несомненный литературный дар. Он пишет живо и увлекательно, с той
простотой, которая дается только таланту. У него образная, эмоциональная,
цепкая на детали память художника.
Первыми учителями Бучкина в искусстве стали угличские "иконописцы Яков Богомаз и
Василий Михайлович Клевцов. К ним он повадился ходить маленьким мальчиком, часто
навещал их, будучи уже студентом. Здесь все было знакомо: краски в деревянных
ложках и кисточки разного размера, порядок и строгая последовательность в
работе, которая шла быстро, без запинок, по выученному навыку. В мастерской В.
М. Клевцова, потомственного иконописца, впервые услышал Бучкин имена великих
мастеров Возрождения.
Впоследствии П. Д. Бучкин отмечал сходство системы обучения Живописи и рисунку
учеников у иконописцев и в мастерских художников эпохи Возрождения, а затем в
художественных академиях. «Ученичество начиналось с простейших подсобных
операций: обработка досок, растирание красок, приготовление левкаса, кистей,
угля для рисования, кальки и тому подобное. В процессе работы постигались все
стадии писания иконы: прорись, раскрытие тонов, рисование различных орнаментов,
цветов, драпировок, шрифтов. Ученик переходил от простых задач к более сложным.
Пройдя через все ступени, ученик, работал рядом с мастером, насколько позволяли
его способности, достигал в работе совершенства своего учителя. Такой наглядный
способ обучения давал положительные результаты».
На всю жизнь запомнился П. Д. Бучкину и другой учитель— преподаватель русской
словесности Угличского городского училища, краевед, автор книги «Ярославский
край» Петр Андреевич Критский. От него — неугасающий интерес к истории города, к
памятникам старины, все то, что в творчестве Бучкнна-художника
трансформировалось в иконографию архитектурного пейзажа Углича.
Привычным явлением для угличан конца прошлого века было появление в городе летом
приезжих художников. Бывали в Угличе Н. К. Рерих, М. В. Нестеров, К. Ф. Юон. В
Угличе познакомился П. Д. Бучкин с молодым В. Н. Мешковым, впоследствии народным
художником РСФСР, дружба с которым продолжалась до последних дней его жизни,
В. Н. Мешков в числе первых отметил и одобрил работы юного Петра Дмитриевича и
советовал ему учиться.
В 1899 ГОДУ после успешного окончания Угличского городского училища
тринадцатилетний Бучкин впервые приехал в Петербург. Подготовка, полученная в
мастерской В. М. Клевцова, оказалась достаточной для поступления в центральное
училище технического рисования барона Штиглица. Здесь его учителями по рисунку
и живописи стали *А. Н. Новоскольцев, В. Е. Савинский, Н. Р. Кошелев.
Пройдя общий курс, своей специальностью П. Д. Бучкин избирает ксилографию и
офорт, по классу которых преподавал известный гравер, действительный член
Академии художеств В. В. Матэ. Одновременно посещает декорационную мастерскую,
руководимую директоров императорских театpoв П. Б. Ламбиным изучает принципы
декоративной композиции, совершенствуется в технике живописи клеевыми
красками и акварели.
В 1904 году, получив серьезную профессиональную подготовку в училище Штиглица,
П. Д. Бучкин поступает в Академию художеств. В конкурсе из 157 человек
выдер¬жали испытания 19. В стенах академии велись нескончаемые споры о будущем
живописи. Полемика шла среди студентов и среди учителей. «Академическая
грамотность, основанная на преемственности традиций, уже не считалась
обязательной. Искали новую технику, новые приемы рисунка и живописи, но в чем
это новое—никто не знал», — вспоминает художник. Это было испытанием и
одновременно закалкой для таких, как П. Д. Бучкин, молодых художников,
приехавших из провинции.
Непоколебимо для учеников оставалось имя Павла Петровича Чистякова, выдающегося
педагога, строгого и посдедовательного реалиста, воспитавшего в свое время
Репина, Сурикова, Серова, Поленова, Васнецова, Врубеля, Кардовского, Савинского
и других, «Для него, — пишет Бучкин, посещавший мастерскую Чистякова,—в
искусстве были два вопроса: «что» и «как». По его мнению, художник должен быть
образованным в широком смысле гражданином своего времени прежде всего».
В 1912 ГОДУ совет Академии присудил П. Д. Бучкину звание художника и
заграничную командировку за дипломную работу, в которую вошло около 50 работ:
офорты-портреты, композиция, рисунки. Как напутствие вынес он из Академии
совет В. А. Серова: «Иди своей, дорогой. По своему чутью и разуменью»,
Берлин, Париж. Рим. Пиза. Флоренция. Милан, Турин, Верона и опять Париж
—академия Коларосси — таков маршрут заграничного путешествия, во время которого
хотелось везде побывать, возможно больше увидеть и неудержимо хотелось работать
самому.
В 1914 году Бучкин вернулся в Петербург. Кончились годы ученичества, впереди
была самостоятельная творческая жизнь, в которой предстояло найти свое место,
раскрыться как художнику со своим видением окружающего, своим определенным
пластическим языком, своим кругом тем,
Развитию таланта молодого Бучкина способствовала - благодатная почва: по
возвращении из-за границы он был принят в члены Общества имени А. И. Куинджи.
Здесь царила атмосфера всеобщего творчества и взаимообогащающего общения,
собирались художники и артисты— все яркое созвездие имен, оставивших заметный
след в искусстве. Работы, выполненные Бучкиным в этот период, являются
продолжением и дальнейшей разработкой ранних юношеских и затем студенческих
тем. Он выполняет большую серию портретов артистов петербургских театров,
которые печатаются в иллюстрированных журналах «Нива», «Огонек», «Солнце
России», «Аргус», «Зритель», пишет маслом небольшие жанровые картины из
крестьянской жизни, его акварели отмечаются премией имени А. И. Куинджи.
— После революции общество Куинджи не прекращает своей деятельности. Работали
над оформлением революционных празднеств. делали плакаты, книжные иллюстрации,
— вспоминает П. Д. Бучкин.
Не прекращал он рисовать и во время службы и Балтийском флоте, в дивизионе
подводных лодок. По рисункам художников тех лет. по крупицам воссоздается
общая картина величайшей всенародной эпопеи.
С. Я. Маршак говорил о том, что каждому писателю и художнику нужно иметь свою
губернию. Это понятие применимо к Бучкину во всех смыслах. Известный советский
пейзажист А. А. Рылов в своих воспоминаниях пишет: «Петр Дмитриевич
Бучкин—настоящий волжский русак из крестьян, коренастый блондин невысокого
роста. Отличный парень, хороший товарищ, талантливый рисовальщик. Его бойкий
штрих безжалостно передает сходство. Особенно хороши его живые наброски
человеческих фигур, групп и даже целой толпы».
В 1920 году И. И. Бродский приглашает Бучкина в числе нескольких художников для
зарисовок на второй конгресс Коминтерна. Сохранился билет-пропуск П. Д.
Бучкина, позволяющий бывать всюду: на заседаниях конгресса, собраниях,
митингах, празднествах. Здесь посчастливилось художнику видеть и слышать Ленина,
рисовать его.
ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ и десятилетия жизни, П. Д. Бучкина заполнены напряженной
деятельностью, издательской, педагогической, творческой и общественной.
В 1921 — 1930 годах он заведует художественно-технической редакцией детского
издательства «Радуга".
Реалистической направленностью своих произведений в годы формирования
советского изобразительного искусства П. Д. Бучкин способствовал утверждению
метода социалистического реализма в советской, живописи. Художник чутко
откликается на все события тех бурных лет, пишет полотна на
историко-революционную тему. «Выступление В. И. Ленина на апрельской
конференции РСДРП». «Штаб Царицынской обороны». «Схватка рабочих Путиловского
завода с полицией», «Ходоки у Ленина» и другие. Значительное место в
творчестве Бучкина принадлежит произведениям на темы колхозной жизни: «Ночная
молотьба», «Праздник урожая», «Поднятая целина», «Хлеборобы», «Песня».
Портретные работы П. Д. Бучкина—это образы советских людей, революционных
деятелей, выдающихся полководцев, ученых, артистов, художников, писателей. Петр
Дмитриевич много ездит по стране, рисует на новостройках. в колхозах, пионерских
лагерях, частях Советской Армии. Многочисленные этюды и эскизы, привезенные из
творческих командировок, используются им в картинах о жизни советских людей.
В годы Великой Отечественной войны, в блокадном Ленинграде и в эвакуации—в
Угличе, художник продолжает работать ежедневно и целенаправленно Его увлекает .
работа над большой исторической
картиной «Воззвание Кузьмы Минина к русскому народу>, созвучной грозному
военному времени своим патриотическим пафосом и насыщенной милой сердцу
художника стариной. В рабочих альбомах Бучкина бесконечное множество зарисовок.
Портреты старожилов-угличан узнаваемы, но они не просто натурщики для художника,
они—облюбованные им типажи, необходимые для выражения его чувств.
Всю жизнь Бучкин любил родные места, возвращаясь к ним из года в год. Лучшие его
пейзажные работы созданы на основе этой устойчивой привязанности. Бучкин не
искал в пейзаже эффекта, он мог годами рисовать один и тот же мотив в разных
состояниях.
Маленькие шедевры Бучкина — архитектурные пейзажи старого Углича конструктивно
построены в точно найденных ракурсных соотношениях, в них он использует все
неисчерпаемые возможности, которые таит в себе техника акварели для тонких
колоритных раз¬работок изысканных тональных
переходов. НАЧАЛО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П Д Бучкина относится к 1918 году
к работе в Художественном училище (б. Штиглица), где он был руководителем
графического отдела. С 1936 по 1940 годы Бучкин преподавал в Академии художеств,
был доцентом, а затем профессором кафедры рисунка. С 1947 года и до конца жизни
П. Д. Бучкин заведовал кафедрой монументальной живописи Ленинградского высшего
художественно - промышленного училища имени В. И. Мухиной. Бучкин использовал в
своей педагогической системе те Принципы обучения, которые усвоил от своих
учителей, Как и они, учил примером, сам выполнял все задания, которые давал
ученикам.
За заслуги в области советского изобразительного искусства в 1956 году П. Д.
Бучкину было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1970 году, через пять лет после смерти П- Д- Бучкина, в здании открытой в
Угличе картинной галереи впервые экспонировались около 130 его работ: картины,
акварели, офорты, рисунки, переданные в дар городу по завещанию художника.
Сегодня, отмечая столетие П Д Бучкина, мы -должны помнить, что его жизнь—пример
служения своей профессии своему народу.
Н. СИГОВА.
заведующая художественным отделом музея
«АВАНГАРД» 3 стр.
1 февраля 1986 года
СОХРАНИЛ ДЛЯ ПОКОЛЕНИИ ОБРАЗЫ УШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ ПОТЕХИН родился 29 декабря (по новому стилю) 1892 г. в
семье сапожника. Отец его, Николай Иванович, был неграмотным, не мог читать и
писать, но довольно бойко считал на счетах, знал цифры. Мать - Анна Федоровна -
работала на писчебумажной фабрике Варгунина.
Начальное образование Иван получил в 3-классной школе, потом поступил в
городское училище, которое помешалось в доме Зиминых. Закончив его в 1910 г.,
Потехин по совету учителя Малинина и художника Бучкина отправился в Петербург
поступать в художественное училище барона Штиглица. Но отсутствие средств к
существованию заставило его сначала поучиться в рисовальной школе. Иван посещал
занятия вечером, а днем искал всякую черновую работу. Накопив денег, он
поступил в подготовительную школу, а затем в училище Штиглица. Потехин учился у
известных мастеров - художников Савицкого, Бруни, Бельзена и у скульпторов
Харламова, Манизера и других.
Закончив в 1918 г. училище, Иван вернулся в родной Углич, где начал работать
учителем рисования и черчения в педагогическом училище, а также в школах № 1 и
2. Осенью 1919 г. он был мобилизован в ряды Красной Армии от Союза работников
просвещения. Служил под Владимиром рядовым пулеметной команды. Узнав, что
Потехин художник, начальство предложило ему оформительскую работу в полковом
клубе 2 ВОЗВРАТИВШИСЬ ВСКОРЕ ДОМОЙ, Иван Николаевич сразу активно включился в
работу местного краеведческого общества, в состав которого входили люди разных
профессий. Через десять лет при Угличском музее был создан краеведческий кружок.
Конечно, в него вошел и Потехин. Кружковцы вели большую работу по изучению
родного края. В 1934 г. Российское центральное бюро краеведения наградило их
всех Почетными грамотами.
Ивану Николаевичу было дано задание от "Волгостроя" составить описание древних
археологических памятников, что он и сделал. Работы получили высокую оценку. В
газете "Коллективный труд" в 36-ом году художник так
вспоминал об этом: «Еще с 1918 г. я стал изучать и делать зарисовки
архитектурных памятников Углича. Пытался также писать эскизы картин на отдельные
исторические сюжеты, относящиеся к истории Углича. Первой моей задачей было
восстановить Угличский кремль в картине, показать, что представлял он собой в 17
веке. Эта живописная работа и план кремля сделаны мною в 1928 году и переданы
краеведческому музею».
В 1927 г. Иван Потехин принял участие в московской выставке "ИСТР" ("Искусство
трудящихся"), где его рисунки карандашом и пастелью получили одобрение
художественной комиссии. Более полно работы Потехина были представлены на
районной выставке в Угличе в 1928-29 гг. Иван Николаевич вступил в члены Союза
советских художников Ивановской области, затем - Ярославского отделения Союза.
В период 1938-1946 гг. он - участник ряда организуемых в Ярославле
художественных выставок. В 1946 г. лучшие из выставленных рисунков и акварелей
угличанина вместе с работами других художников Ярославской области выставлялись
в Москве.
3 ТВОРЧЕСТВО Ивана Николаевича всегда определялось его живым и глубоким
интересом к истории родного края. Особое внимание он уделял архитектурным
памятникам древнего Углича. Воспроизводя сохранившееся гражданское и церковное
зодчество русских мастеров, он упорно работал над изучением археологических и
архивных материалов. Результат этой работы - ряд опытов художественной
реконструкции общего вида Угличского кремля, кремлевской стены и башен, палат
удельных князей и других памятников, которые не сохранились или искажались
реставрацией в 19 веке.
Изучение местного материала определяло тематику и исторических картин Потехина
"На барском поле", "Экзекуция", "Отправка крепости Свияжск", «Осада Ярославля в
1609 г.». Академик И.Грабарь высоко оценивал старания Потехина. В письме Ивану
Николаевичу он писал: «У вас хорошие, точно и профессионально выполненные
рисунки с памятников Углича. Разумеется, они интересны и ценны, но издательства ими мало интересуются и неохотно издают за
отсутствием бумаги... О состоянии памятников в Угличе мне хорошо известно по
моей должности председателя научно-методического совета по охране памятников
культуры при президенте Академии наук СССР. И есть люди, энтузиасты,
полагающие за памятники душу и нервы, но, к сожалению, до высших инстанций
забота о них не доходит...".
Так на протяжении всей своей жизни выступал Иван Николаевич Потехин в защиту
памятников старины, зная о том, что Волга скоро затопит их или люди взорвут,
спешил зарисовать. И он не зря «положил за это душу и нервы», используя свой
талант рисовальщика. Он сохранил для последующих поколений образы того, что не
пощадило время, что бездумно и беспощадно уничтожалось в советские годы. За это
угличане, увидевшие его работы, бесконечно благодарны ему. Поэтому и смотрят
сейчас их с особенно волнующим чувством, а потом оставляют самые теплые, полные
восхищения отзывы в выставочном журнале. Так, например, архитектор Татьяна
Рябухина написала строчки «Словно что-то близкое, но, увы. утраченное или же
измененное временем, выглянуло из этих прекраен рисунков. Хочется верить, что
эти бесценные работы не затеряются в будущем и еще больший круг зрителей сможет
их увидеть». Остается подписаться под этим пожеланием и надеяться, что следующая
выставка художника Ивана Потехина будет пополнена работами из запасников музея.
Алексей СУСЛОВ. Фото Анны ЯСИНСКОЙ.
Реклама :
Тарханов ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ
Своеобразную портретную галерею местных купцов, дворян чиновников, мещан создал
"угли" И. В Тарханов Это имя - новое открытие в истории
русского искусства. Творчество Тарханова по-настоящему стало известно совсем
недавно, после научной
реставрации (1978-1980) угличской коллекции его работ (всего атрибутировано
более
двадцати произведений художника) Иван Васильевич Тарханов - коренной угличанин,
родился в семье священника,
учился, видимо, у местных мастеров. Фамилия Тархановых, священнослужителей и
чиновников, издавна была известна в Угличе. Родственные связи, близкое
знакомство с
представительным кругом горожан во многом определили общественную позицию
художника, его отношения с заказчиками Сам он до конца жизни оставался в
скромном чине коллежского регистратора, приравненном к низшему, четырнадцатому
классу «Табели о рангах» Но в первую очередь Тарханов сознавал себя живописцем,
о чем свидетельствуют его автографы на оборотах холстов.
О раннем периоде его творчества судить трудно, так как первые известные работы
датированы 1819 годом. Однако последующие этапы представлены достаточно полно и
позволяют проследить эволюцию живописца, определить его художественный метод.
Портреты, как правило, поясные, чаще всего парные. Построение их
зеркально-симметричное, модели обращены друг к другу, но каждое полотно
внутренне закончено. Иногда они составляют группу, включающую несколько членов
семьи.
Художник с пристальным вниманием всматривался знакомых ему людей, с которыми его
сближала общность среды и миропонимания. Непосредственность общения с моделью,
трезвая простота восприятия в итоге сокращали дистанцию между изображением и
зрителем. С прозаической сдержанностью и обстоятельностью Тарханов обрисовал
персонажи провинциальной жизни, придерживаясь скурпулезной верности натуре
Косная основательность патриархального быта наложила неизгладимый отпечаток на
трактовку образов. В них передаются не психологические нюансы, а самые основные,
устойчивые черты. Персонажи серьезны, сосредоточены, неподвижны; мир их незыблем
и навсегда очерчен, они существуют как бы в остановившемся времени и замкнутом
пространстве полотна. Ощущение спокойствия и постоянства жизненного уклада
передается в статично-замкнутых композициях. Отсюда - их строгая каноничность,
четкая уравновешенность и обобщенность, придающее полотнам качество
монументальности. Важное место отведено внешним деталям, атрибутам, показывающим
положение человека в обществе, его благосостояние. Вместе с тем зоркая правда
художника возвысила его над окружающей средой, позволила непредвзято взглянуть
на ограниченную жизнь современника. Реалистичность тархановского метода
переплеталась с сильными реминисценциями парсунности. В этом смысле художник. В
этом смысле художник оказался близок старым народным традициям.
В первых из сохранившихся работ - портретах Протопоповых (1819) - бросаются в
глазам скованность выражения и глухая чернота колорита. Усиление декоративного
начала, просветление палитры - при сохранении сильно сгущенных тонов, достижение
большой и точности в передаче индивидуальных черт происходит в конце 1820-х -
начале 1830-х годов В это время были написаны портреты Шапошниковых, Суриных,
Зиминых, Куклинских.
Остро декоративен портрет купчихи ПМ Шапошниковой (1829). Характерны его
уплощенная силуэтность суховатый рисунок, четкие линии контура и складок,
звучные цветовые сочетания Манере письма свойственна особая жесткость.
Изображение точно следует канону, сформировавшемуся в это время в ярославской
портретной живописи. Легкий поворот фигуры, сложенные руки, обращенный к зрителю
неподвижный взгляд и плотно сжатые губы, жемчужное ожерелье и серьги,
наброшенный на плечи цветистый платок и бантик на голове - все это аналогично
известному мыльниковскому портрету П.И.Астаповой (1827). Но композиционный
стереотип, каноничность не мешают художнику заострить отличительные черты
модели: узкое вытянутое лицо с близко посаженными глазами, длинную шею и широкие
плечи. Убедительная достоверность соединяется с условно-декоративным решением.
За рамки общепринятой схемы выходят поколенные изображения четы неизвестных
(1837), исполненные по типу парадных портретов. Полотна составляют единое целое,
Фигуры сильнее, чем обычно, повернуты друг к другу, у них общий антуражный фон с
окном и драпировками. Изображения превосходно скомпонованы. Несмотря на
представительность и торжественность, они привлекают прежде всего
простонародностью типажа и костюмов, и, при внешней неподвижности, - живым
выражением лиц. Формы трактованы с монументальной обобщенностью. Введение
второго плана не разрушает архитектоники плоскости полотна Контрастные, почти
локальные цвета сильно сгущены по тону, что сообщает им как бы скрытую
декоративность, Эти портреты - одно из высших достижений Тарханова.
Целую фамильную хронику составляет развернутый цикл портретов семьи Суриных
(известны семь работ 1829,1843,1845 годов). Этому циклу, как и всему зрелому
творчеству Тарханова, свойственно разнообразие типажа и характеров. В нем
разносторонне раскрывается образ целого сословия. В портретах этой серии
усиливаются застылость изображений, неподвижность фигур, которые воспринимаются
уплощенным рельефом на темном нейтральном фоне, разработанном в
коричнево-пепельных тонах с просветлением в центре.
К лучшим созданиям Тарханова принадлежит его последняя известная работа
-блестящий портрет купеческой жены Надежды Суриной (1845). Тяга к
декоративности, прослеживающаяся на протяжении всего пути мастера, достигает
здесь апогея.
От молодой пышнотелой и круглолицей женщины исходит ощущение миловидной свежести
и телесного здоровья. Колоколообразное платье с кринолином оставляет открытыми
широкие покатые плечи и полные руки. Сурина по-купечески неумеренно разряжена.
Пальцы унизаны кольцами, на платье и в волосах - розочки, в руках -расшитая
сумочка. Зритель вовлечен в любованием красотой и блеском украшений, вещным
натурализмом живописи. Фактурная материальность сих подчеркнута корпусно
наложенными белилами; воздушная кружевная наколка, наоборот, прописана
легчайшими прозрачными лессировками.
Повышенное внимание к деталям не снижает декоративной целостности полотна,
объединенного плавной округлостью линий, мягко светящимся серебристым колоритом.
Светоносная цветовая гамма является основным носителем живописных качеств
произведения. Темный фон «выталкивает» фигуру на первый план, но портрет не
имеет пространственной глубины и лишен, как обычно, воздушной среды.
Сурина - воплощение наивного идеала купеческой красоты. Поэтизируя обаяние
молодости, покой и основательность патриархального быта , художник не изменил
своей] честности Он выразил неподвижную застылость и духовную ограниченность
своей модели. Но при всей конкретности, он и здесь создал образ-тип, в чем-то
созвучный кустодиевским волжским купчихам.
Несколько в стороне от основной линии творчества Тарханова стоят портреты
угличского городского головы А.К. Воронова и в еще большей степени купца И.Е.
Мальцева (1840-е гг) Внутренне сосредоточенный, погруженный в себя старообрядец
Мальцев смотрит с полотна глубоким пронзительным взглядом. В портрете появились
смягченные тональные отношения и, главное, тенденция к психологической
углубленности. Эти новые черты говорят о разносторонности дарования художника и
вводят произведение в общее русло реалистической живописи середины второй
половины прошлого столетия.
Произведения Тарханова представляют и значительный историко-бытовой интерес В
них оживают обитатели тех самых «ампирных « особняков, которые и по сей день
придают Угличу неповторимый колорит Вместе с архитектурными памятниками полотно
воссоздают исторический образ города. Портреты Тарханова одновременно камерные и
репрезентативные. Они представляют заказчиков во всех регалиях и фамильных
драгоценностях, специально вынутых из ларцов и сундуков. Это «аннотированные»
полотна с надписями на оборотах, в которых приводятся сведения о модели и о
работе над портретом. Со временем произведения становились своего рода домашними
памятниками Мемориальное значение их ясно раскрывает трогательно-наивное
стихотворение на обороте портрета Протопопова:
Тебя уже нет на свете.
Но ты во мне живешь
И в память на портрете
Я написал: «О, мой родитель, не умрешь!»
И.В.Тарханова можно поставить в один ряд с крупными современными ему художниками
ярославского региона - Н.Д.Мыльниковым и Павлом Колендасом. Не достигая
пластической свободы и жизненности образов Мыльникова, он создавал выразительные
характеры и типы, соединяя строгую достоверность с условной декоративностью.
Этими гранями творчества он тесно соприкасался с Колендасом.
Наследие И.В.Тарханова , надолго забытого периферийного мастера, должно прочно
войти в историю «большого» искусства. Но на нем и обрывается развитие
самобытного портретного жанра в Угличе Об этом свидетельствуют работы
М.А.Кудрявцева, местного художника второй половины 19-го века, тяготевшего к
приемам салонно-академической живописи.
|