«Возрожденный в картинах Углич - град Китеж»…»
Ленгвенс А.ист по ИЗО и ДПИ МУ «Дворец культуры»
Народный художник СССР Игорь Грабарь писал в 1913 году : «Глухой сосновый
лес расступается, открывая вид на Углич. И откуда бы ни смотреть на город,
отовсюду видны темные полосы леса, прерывающиеся словно затем, чтобы дать
незабываемое зрелище Углича – зачарованного града Китежа. Церкви на
возвышенном берегу Волги возносят стены и бесчисленные главы над лесистым
горизонтом».
Именно такой лес колоколен и куполов церквей мог увидеть посетитель, придя
на выставку «Ностальгия», открывшуюся в ДК накануне празднования
1070-летнего юбилея Углича. Такой выставки в городе никогда не было. Впервые
угличские художники разных возрастных категорий, профессионалы и любители
представили на суд горожан и гостей свой взгляд на город конца XIX в – нач.
XX в. Покровский монастырь изобразил молодой художник Олег Гуркин, улицу
Спасскую нач. 20 в. – Светлана Середа, работу своего отца Потехина Ивана
Николаевича с изображением церкви Параскевы Пятницы любезно предоставила
дочь художника Потехина Т.И.
Евгений Павлович Лебедев написал целую серию видов старого Углича. И каждая
из них, по словам искусствоведа Светланы Кистеневой, - это «…окно в
угличский мир того ушедшего времени, может быть, немного идеализированного
художником». Глядя на эти картины, ритм жизни в душе невольно замедляется,
внутри - состояние покоя и света. Именно этого нам так не хватает в наш
суетный XXI век. И мы немного завидуем нашим предшественникам, у которых
жизнь текла плавно, размерено. Глядя на левобережные храмы, отражающиеся в
прекрасном озере на картинах Евгения Павловича, щемит сердце от безвозвратно
ушедшей красоты. Вид с птичьего полета на угличское поселение XII века в его
же картинах, это вообще фантастика. Сколько же нужно было пересмотреть
литературы, собрать всю информацию по фрагментам, как в калейдоскопе, в
единое целое и донести до потомков вид крепости с деревянными стенами.
Монументальные, элегантные, светлые полотна представил Александр Петров.
Александр Борисович более 30 лет живет в Угличе, изучает его историю, быт,
собирает старинные фотографии. Им создана уже целая серия офортов по Угличу
настоящему и ушедшему. На выставке представлены 4 его полотна. Основательно
и капитально, как бы возвышаясь над все городом стоит храм напротив пожарной
каланчи. «Филипповская колокольня зимним утром, через мост поскрипывая
полозьями по хрупкому голубоватому снегу едут сани, и кажется ничто не
угрожает этой красоте…» На другой работе летний вечер, мостовая раскалена
лучами солнца. Горожане не спеша идут на вечернюю службу в церковь Успенья
Божьей Матери.
Федор Куницын тоже живет Угличе более 30 лет. Любит писать природу Углича и
его окрестности. На протяжение многих лет участвовал в восстановлении храма
Михаила Архангела «в бору», занимался внутренним убранством храма Для него
Россия ассоциируется с Угличем, он вместе со всеми скорбит об утраченной
красоту и старается по мере сил и возможностей сохранить и преумножить ее в
своих полотнах и работой в храмах. На его диптихе изображена сцена сражения
польско-литовских захватчиков с местным населением на фоне горящего
деревянного « в бору» и души безвинно убиенных монахов, которые с
удовлетворением наблюдают с небес за возрождением духовной красоты в
угличской глубинке.
Со временем в Угличе исчезают не только храмы, но и памятники гражданской
архитектуры, видоизменяются целые улицы. Именно поэтому с душевной болью
смотришь на работы Михаила Кабанова и Вениамина Малянова, изобразивших
волжскую набережную с вековыми липами, посаженными в 1899 году к 100-летию
А.С.Пушкина угличанами во главе с представителями купечества и ставшими
брендом для многих телевизионных с железным кружевом цепей. Именно такой вид
набережной Волги долгие годы был преддверием в наш старинный Углич и
настраивал гостей город на встречу со стариной, старинными легендами, на
встречи с тайнами …
Своеобразной изюминкой на выставке стали работы ярославского художника
Александра Корзина – угличанина наполовину. Александр Владимирович женился
на угличанке, был частым гостем в Угличе, участвовал в выставках в ДК, в
Богоявленском соборе кремля в 80 –х гг. XXв. Его виды на пристань, катера,
которые бороздили волжскую гладь в 70-е годы удачно дополнили общую картину
ушедшего Углича, настроив посетителей на лирический лад. Кто-то вспомнил
свои свидания под липами, кто-то свои поездки по Волге.
Все в жизни течет, все изменяется. Сумасшедшие ритмы XXI века не дают
остановиться, задуматься, помечтать. Хорошо, что на свете есть художники,
которые видят красоту окружающей жизни глубже, чем мы. Они его пишут для
нас, а мы должны быть благодарны им за их профессионализм, память и уважение
к истории родного края.
Недавно на Дне города одна из телеведущих ярославского телевидения сравнила
наш город со старинной шкатулкой, отреставрированной умелым мастером. С
удовлетворением можно отметить, что в настоящее время многие старинные
церкви и памятники гражданской архитектуры восстанавливаются, в храмах идет
своя духовная жизнь, отливаются колокола и их звон плывет над Волгой. Значит
еще не все потеряно. Наш город становится год от года все привлекательней .
И пусть будет так всегда.
В поисках прекрасного прошлого
Ностальгия (гр. nostos возвращение домой + algos
страдание, боль) – тоска по родине; тоска по
минувшему, утраченному.
Словарь иностранных слов
В выставочном зале Дворца культуры открыта выставка живописи с притягивающим
названием - «Ностальгия». Алла Леонардовна Ленгвенс снова собрала вместе
несколько десятков образцов угличской живописи, объединив этой общей темой
очень разные работы художников нескольких поколений.
Для авторов ключевое слово звучит, похоже, совсем не одинаково. Иван
Николаевич Потехин, писавший Углич в довоенные годы – в годы большого
строительства – выбирал уголки города, которые могли вот-вот исчезнуть (и
исчезали) в волнах перемен. Художники его поколения вообще будто торопились
сохранить в своих картинах то, что было сегодня еще таким осязаемым, но уже
несло печать близкого ухода. Эскизно написанная церковь Параскевы Пятницы
еще слита с городской средой и атмосферой летнего вечера, а Покровский
монастырь (написанный в 1935 году) отражен в водах неширокой пока, до
гидростанций и водохранилищ, Волги.
А.В.Корзин пишет Углич второй половины прошлого века также с натуры –
«типовой» дебаркадер у берега, теперь такой только в кино и увидишь, а ведь
был он, двухэтажный, с палубами, «почти пароход» чуть не у каждой
набережной. Вода покачивала его, скрипели мостки, в ресторане позвякивала
посуда, кто-то прощался, кто-то сходил на берег. Сколько снимков в домашних
альбомах, хранящих лица молодых еще родителей, сделаны у этих перил и
столбиков…
Тут ностальгический флер соткан из чувств зрителя, художники-то писали самое
что ни есть «настоящее», мы же видим все это издалека, примешиваем свое,
вспоминаем…
Такое греческое слово ностальгия замечательно звучит во французских песнях и
прекрасно переводится на язык русской живописи. Здесь это почти
самостоятельный жанр со своей основательной историей. Когда-то Виктор
Борисов-Мусатов, вернувшись из Парижа на Волгу, начал писать полуразрушенные
усадьбы, населяя их чуть призрачными дамами и кавалерами, Бог знает какого
века. Он и сам хорошо понимал, что это время вне хронологии –
Уходящее-Небылое. Вряд ли он согласился бы со словом «реконструкция»,
наряжая свою сестру в платье с кринолином и выбирая для работы сад и теплый
вечер. Да и «стилизация» ему бы не подошла, слишком много своих переживаний
он вкладывал в картины. Что-то ушло безвозвратно, а рассмотреть не удалось…
У него нигде нет слова «ретро», только «мелодия грусти старинной». Музейные
залы Москвы и Петербурга хранят еще и работы Сомова, Бенуа и многих их
современников, которые находили вдохновение в минувшем.
Но вернемся к нашим художникам. Здесь все иначе, у Углича своя память и
исторические видения. Как-то о нем было написано – «город, завороженный
прошлым». Все верно - именно собственным прошлым, своими утратами и обидами,
своей гордостью. Он все время что-то припоминает, художники же будто
подсказывают ему. Евгений Лебедев пытается реконструировать древний город по
описаниям и представлению, в этом он продолжает опыты И.Н.Потехина,
писавшего кода-то большие картины для исторического отдела музея, - они
должны были иллюстрировать рассказ экскурсовода о прошлом города,
подкреплять впечатление от экспонатов. Другая его тема – «Углич – город
куполов». Это действительно «лес куполов», как писали о городе
путешественники.
Федор Куницын вызывает к действию иные образы - польское разорение,
безудержная жестокость, мужество, страдание. Свидетелем им – пригородные
леса, памятником – храмы.
Александр Петров разыгрывает свои большие композиции иначе. У них есть
некоторая предыстория и даже «местноисторическая предопределенность». Еще в
1980-е годы художник начал собирать фотографии старого города, они стали
материалом для гравюр – выверенных панорам и отточенных видов. Соединение
документального знания с натурными наблюдениями подвело вплотную к созданию
картин. Только для них должны были сложиться условия.
Старые города повсеместно приходили к осознанию того, что обветшавшая
городская субстанция, хранящая строительный опыт многих поколений жителей,
не просто головная боль для коммунальных служб, а надежный капитал для
будущего и залог местной неповторимости. В обновленные стены вселялись
гостиницы и рестораны, названия «Гостиный двор», «дом Переславцевых», «дом
Евреиновых», «Зимин двор» зазвучали по-старому солидно и по-новому
заманчиво. «Как бы старая» картина на стене такого дома стала восприниматься
как знак преемственности, как своего рода сертификат подлинности. Таких
картин недоставало, они должны были появиться. Как мост, перекинутый через
прошлый век – к стабильности, к ясному миро… нет, «градопорядку».
Композиции населяют горожане – барыни и мещанки, городовые и извозчики.
Чистый белый снег, птицы над колокольнями, легкий оттенок фотографической
сепии.
Ностальгия – всегда идеализация.
Рядом картины Михаила Кабанова и Вениамина Малянова: набережная с высокими
деревьями – уже история. И Воскресенский монастырь в пасмурный день Юрия
Лобачева, и многое-многое еще.
…Время, как вода, «вымывает» одни частицы города и приносит новые, то
сглаживает, то заостряет его черты. В этих-то волнах и рождается
печально-светлая золотая рыбка «Ностальгия», то ли муза, то ли мода, то ли
наваждение.
Светлана Кистенёва
Отзывы посетителей
Информация о художниках,
участвующих в выставке.
Кабанов Михаил Алексеевич,
живописец, член Союза художников России (1997) , живет в Угличе Ярославской
области. Родился 04.06.1960г. в поселке Умет (Мордовия). Окончил Ярославское
художественное училище (1983). Участник городских (Углич), областных,
региональных, республиканских и зарубежных (Италия, Германия, Франция) выставок.
Участник российско-итальянской выставок пастели,
Ярославль (1999, 2000)
Произведения находятся во многих российских и
зарубежных коллекциях.
В тринадцатилетним подростом приехал в Углич.
После окончания общеобразовательной школы и одного класса художественной школы
первым из угличан поступил в Ярославское художественное училище. С 1983 года
работал художником рекламы в кинотеатре «Россия», в Угличских
художественно-производственных мастерских. В 1997 году вступил в Союз художников
России, участвовал в городских, областных и международных выставках. У каждого
художника есть свой почерк. Своеобразны и по-своему интересны работы Михаила:
«Тонкий, чистый контур, дрожащий воздух, во всем необыкновенная легкость,
гармоничность и светлая печаль. Все очень ясно, понятно, мир, существующий в
едином живописной плоти. И при этом предчувствие конца. жалость утраты,
ностальгия по уходящему и уже ушедшему. В соединении грусти и света рождается
особая мудрая красота».Мария Ларина
Корзин Александр Владимирович
монументалист, живописец. Член Союза художников России (1971).
Родился 18.02.1937 г.в г. Красавине Вологодской
обл.. Окончил Ярославское художественное училище (1960), факультет
монументального искусства Московского высшего художественно-промышленного
училища (б.Строгановского)(1968).
Самостоятельно или в соавторстве с В.А. Шагиным
выполнял росписи и мозаики на фасадах Дворца пионеров Северного жилого района
Ярославля (1968-1970), Дворца культуры Угличского машиностроительного завода
(1972-1973), во дворце культуры Угличского часового завода (1979), в музыкальной
школе №? Ярославля (1985).
Участник областных, региональных ,
республиканских и всесоюзных выставок.
Произведения находятся во многих российских и
зарубежных коллекциях.
Куницын Федор Иванович,
живописец, член Союза художников России (2003) Углич Ярославская область
Родился 20.02.1951г. в гор. Якеши (Китай). Учился
в Астраханском художественном училище им.Власова (1973-1976).
Участник городских (Углич), областных,
региональных и всесоюзных выставок.
Произведения находятся во многих российских и
зарубежных коллекциях.
«Федор Куницын – современный русский художник.
Современный – потому что в его картинах реальная и виртуальная провинция смешаны
так же как представления о ней во всех современных умах. Он – философ и
идеалист, и в его мифах о природе, жизни , истории России причудливо сплетаются
черты провинциальной ментальности: богатство воображения и устойчивый
практицизм, душевная уязвленность и смекалистый ум.
Родившись в Китае, проживший немалую часть в
степном Казахстане, получивший художественное образование в Астрахани, теперь он
живет в древнем городе Угличе. Как вспоминает художник, туманы, леса, зеленые
луга и дали стали первым сильным впечатлением от среднерусского пейзажа. Они
имели запахи, вызывали эмоциональную реакцию. Потом это пространство населилось
для него как реальными, так и вымышленными персонажами, послужило экскурсом в
прошлое и безжалостному препарированию современной действительности.
Работы Куницына разнообразны по жанрам, темам и
характеру воплощения. Эта широта приложения сил художника раскрывает его
готовность поделиться со зрителем своими переживаниями, используя всю палитру
доступных художнику выразительных средств, от реалистической подробности пись
ма до авангардных и неожиданных приемов.»
Ралия Мусина
Лобачев Юрий Владимирович,
живописец, график , член Союза художников России (1977).
Родился 01.04.1968г. в г. Угличе. Окончил Ярославское художественное училище
(1987).
Участник городских (Углич), областных, региональных и республиканских выставок.
Произведения находятся в собрании УГИАХМ, в российских и зарубежных частных
коллекциях.
Малянов Вениамин Владимирович
, живописец , член Союза художников России (1986) Живет в Угличе Ярославской
области с конца 70-х гг
Родился 21.08.1956г. в Барнауле Алтайского края.
Окончил Ярославское художественное училище
(1978). По направлению был направлен в г.Углич в ДХШ.
Участник городских (Углич), областных,
региональных и республиканских выставок.
Произведения находятся в собрании УГИАХМ, в
российских и зарубежных частных коллекциях.
Петров Александр Борисович
– график, член Союза художников России (1985).
Живет в Угличе Ярославской области с конца 70-х гг.
Родился 24.11.1953г. в Кемерово. Окончил
Ярославское художественное училище (1977).\
Участник городских (Углич), областных,
региональных и республиканских выставок, всесоюзных и зарубежных выставок .
Персональные выставки –Углич (1988, 1997, 2003), Германия (1992), ЯХМ (2003)
Произведения находятся в собрании УГИАХМ, в
российских и зарубежных частных коллекциях.
Произведения находятся в музейных собраниях
Углича, Ярославля, во многих российских и зарубежных частных коллекциях.
«На холсте такая знакомая панорама Углича, только
некоторые детали поправлены: Богоявленскому собору возвращен купол, у набережной
вид позапрошлого века, и в воде отражена Филипповская колокольня, мимо идет
колесный пароход. Над крышами и куполами высокие облака, и все заливает
«незакатный» свет остановленного времени.
В картинах художника не только суммированы старые
снимки, вернувшие утраченное .Здесь будто то время, любимое нами издалека,
наделенное свойствами идеала. Как если видеть Углич глазами поэта
XIX
века:
« …Он пережил лихие годы
И наслаждаясь тишиной,
Стоит над Волгой величавой
Как состарившийся герой…
«Золотой век» Углича с привкусом затишья перед
близкими бурями – это картины Александра Петрова»
Светлана Кистенева
На протяжении двух десятилетий им создана
настоящая графическая летопись города. Особенно хорошо эстампы с видами Углича
начала XX
века, удивительно тонко передающие красоту и уют старинного волжского города.
Потехин Иван Николаевич
(29.12.1892 – 19.09.1961)
График, живописец, краевед.
Награжден значком «Отличник просвещения» (1950-е)
Член Ярославского областного Союза советских
художников (1934).
Жил в Угличе Ярославской области.
Учился в вечерних подготовительных классах
рисования, лепки и живописи при центральном училище технического рисования
барона Штиглица (1911-1918).
Руководитель секции угличских художников
(1937-1941).
Преподавал в Угличском педагогическом училище
(1918-1961).
Участник городских (Углич), областных (Ярославль,
Кострома), и республиканских выставок.
Персональная выставка – Углич (1947), в ДК из
частной коллекции дочери Т.И.Потехиной выставка акварелей Дворец культуры 2003г.
Произведения находятся в собрании Угличского
государственного историко-архитектурного художественного музея., в частных
коллекциях.
Лебедев Евгений Павлович
- самодеятельный художник Родился в Москве 18
июня в 1936 году, юношеские годы провел в Угличе. После окончания Воронежского
лесотехнического института в 1959 году приехал работать в Угличский лесхоз, где
проработал почти 40 лет.
Участвует в выставках с конца 60-х гг. За 40 лет
выставочной деятельности участвовал в более 30 выставках – в различных
выставочных залах города: (клуб «Октябрь, кинотеатр «Россия», Дворец культуры,
картинная галерея, областных (Ярославль 2002, 2003), всероссийских (Москва 2003,
2005). За долгие годы творчества создал целую «энциклопедию» угличской природы.
Все его работы излучают тепло и жизнелюбие.
Евгений Павлович истинный патриот своей малой
родины. Долгие годы он бережно собирал сведения об архитектурных памятниках
города, разрушенных в первой половине двадцатого столетия, встречался со
старожилами, подробно расспрашивая их о неизвестных для него деталях. до нас
летописи . Все это пропущено через души художника и выдан продукт – сплав слова
и возникшего образа .
Светлана Анатольевна Середа, 1965 г.р. выпускница ДХШ, закончила
художественно-графическое отделение педагогического института в г.Кострома.
Творчество - это всегда что-то сокровенное, это
процесс прикосновения к неведомому, невообразимому. И когда художник творит и
из-под его кисти рождаются удивительные полотна, наполненные каким-то чудесным
светом, волшебными образами. Работы Светланы Середы отличаются особым
индивидуальным почерком. В звучной яркости и романтической возвышенности видна
уверенная кисть и характер мастера.
Светлана Анатольевна с 1995 года участвует в
выставках городских, областных, всероссийских, международных (Финляндия).
Художница создала много прекрасных акварелей с пейзажами и архитектурными
ансамблями и храмами, выпустила набор открыток « Углич в акварельной живописи»
Гуркин Олег Юрьевич родился 10 сентября 1970г.
Выпускник ДХШ, закончил ЯХУ, учился в
Академии художеств в Санкт-Петербурге. Работал педагогом в ДХШ, в настоящее
время преподает в изостудии ЦД «Цветочный» . . С большой любовью передает свой
опыт молодому поколению, рассказывает детям сказки, пишет стихи.
Участвовал в городских выставках: «Зимняя сказка
древнего Углича» 2003г., «Современный портрет»2004. , «Галерея ДХШ» к
тридцатилетию ДХШ 2006г. . С большой любовью передает свой опыт молодому
поколению, рассказывает детям сказки, пишет стихи.
Янов Владимир 1942 г.р. –
самодеятельный художник , педагог
физической культуры с юных лет испытывал интерес к живописи . Учась в
ярославском институте им .К.Д.Ушинского посещал изостудию. В свободное от
работы время пишет свой город современный и ушедший , участвует в городских
выставках
Елена Соломина
родилась в 1966 г. в поселке Горный Зерентуй Читинской области. 17 лет жила на
севере в Мурманской области. Закончила музыкальную школу, проучившись один год
художественной школы, в 1983 году поступила ЯХУ. По направлению приехала в Углич
в 1987 в ДХШ. С 1992 года она постоянно проживает в Угличе. В 1998 г.
участвовала в выставке художников-акварелистов, стала призером., с 2002 года
преподает в ДХШ. Работает Елена Маврикиевна в разных техниках – в 2004 году на
выставке «Времена года» в ДК были представлены ее монотипии «Осенние мотивы», в
выставке «Современный портрет» (2005г.) никого не отставили равнодушными ее
детские портреты в технике масляной живописи. На высоком художественном
уровне в 2005 году были представлены ее акварели – портреты и натюрморты с
цветами.
|