Музей современного искусства
Реклама :
Экспозиция современного искусства
Существует во Дворце культуры с 2000 года, и включает лучров
декоративно-прикладного искусства, которые работают в Угличе и по-своему
развивают традиции старых ремесел. Дерево, глина и ткань те «три кита», на
которых основано и плодотворно развивается все многообразие индивидуальных
разработок этих профессионалов или, довольно часто, любителей. Как и положено
живому делу, здесь гибко соединены приемы и навыки, унаследованные из прошлого,
с элементами дизайна, к ним добавлены счастливые находки и маленькие хитрости
ремесла, накопленные собственным опытом.
Резьба по дереву и из дерева составила значительную часть коллекции. Это в
первую очередь ковши, в которых счастливо найдено равновесие декоративных и
утилитарных черт. Их формы, хранящие отголоски языческих символов, сохраняют
благородную ясность линий и вполне соединимы с современным интерьером.
Не утрачены и навыки орнаментального украшения декоративных досок и шкатулок.
Чистая и четкая геометрическая резьба становится предметом любования и
напоминает о многовековой культуре славян, всей своей жизнью связанных с лесом.
Игрушки - резные кони, повозки, фигурки людей - при всей своей узнаваемой
традиционности становятся прямо-таки «визитной карточкой» авторов. Дополняют
этот раздел бондарные изделия, тем более ценные, что этот вид работы с деревом
как-то особенно быстро уходит в прошлое.
Керамика здесь столь же многолика, это мелкая пластика с народными мотивами и
элементами юмора или сделанные с большим вкусом и чувством материала миниатюрные
панно - жанровые сценки в интерьере или даже в сельском пейзаже.
Особенно разработана и многообразна в Угличе текстильная тема. Причины этого
пристрастия мастеров в сохраненных навыках лоскутного шитья и относительной
близости старинных центров производства натуральных тканей.
Здесь отчетливо прослеживаются три «жанра» - собственно лоскутное шитье, одежда
и этнографическая кукла.
В больших покрывалах и наволочках старинная игра лоскутками ведется по правилам
текстильного дизайна с модульной основой сложных композиций и деликатным
введением новых материалов в основу изделия.
Эти приемы положены в основу текстильного коллажа, который берется перевести «на
язык » ситца, льна, а то и парчи натюрморты и городские виды. В экспозиции
представлен вполне соответствующий законам геральдики герб, изображающий
царевича Димитрия - святого покровителя города.
Лоскутная, то есть дробная, отстроченная, структура делает жилеты и «фуфайки»
щегольскими и пластичными, заставляет их держать осанку.
Этнографические куклы подхватили почти забытую линию русских коллекционных кукол
позапрошлого века, которые получали награды международных
художественно-промышленных выставок. Уже полтора десятилетия они остаются самым
популярным сувениром из Углича, который покупают не только бабушки-иностранки
для своих внуков, с радостью рассказывая, что и сами шили нечто подобное, только
на свой лад, но и музейные работники - для своих экспозиций или домашних
коллекций.
Эта экспозиция, пока небольшая, но активно растущая, хранит коллективную память
местного ремесла, он втягивает посетителя в пестрый круг своих
экспонатов, долго не отпускает и, может быть, побуждает к собственным опытам
ручной работы.
|