Авторская выставка Кречмана Леонида Васильевича
Оформление выставки
Отзывы
Автобиография
КРЕЧМАН ЛЕОНИД ВАСИЛЬЕВИЧ
Кречман Леонид Васильевич родился в городе Павловский
Посад Московской области в 1930 году в семье служащих.
В годы Великой Отечественной войны окончил фабрично-заводское
училище по специальности токарь, с 12-ти лет работал на Павло-Посадской
фабрике.
По окончании Великой Отечественной войны перешел на работу в
рисовальный отдел фабрики.
После срочной службы в Вооруженных силах Советской Армии вернулся в
родной город, продолжил работу на шелко-ткацкой фабрике, совмещая работу
с обучением в школе рабочей молодежи, в текстильном институте.
В 1970 году вместе с семьей переехал в город Углич.
Леонид Васильевич работал во ВНИИМСе, Филиале НИИ Часпроме.
С 1990 году находится на заслуженном отдыхе.
Статья в Угличской газете : Картины добрые, как
душа художника (2010-06-01) В ежедневной гонке
нескончаемых дел мы просто не замечаем окружающей нас красоты: нам
некогда. Но дела не кончаются, а время нашей единственной, неповторимой
жизни безвозвратно уходит. Да и как-то непривычно даже подумать о том,
что чудо тоже часто бывает обыкновенным и находится рядом: только
остановись, только посмотри… Наверное, это и есть главная задача
подлинного художника – увидеть и показать красоту, ту самую,
неповторимую, которая есть во всем и без которой наша жизнь бедна и
бесцветна.
«Родные просторы» – так называется выставка Леонида КРЕЧМАНА,
организованная совместно Дворцом культуры и Домом дружбы и открывшаяся в
Доме дружбы 20 мая. Сама творческая судьба художника, необычная для
сегодняшних дней, была характерна для своего времени. Леонид Васильевич
родился в Павловом Посаде в 1930 году. Мальчишкой жил в казарме – бывшем
общежитии ткацкой фабрики, а рядом, через сто метров, находился клуб,
где было столько интересного. Конечно, и сам помогал, где мог: перенести
и установить афиши, грунтовать их. С этого и началось. Для
предпраздничного оформления клуба и фабрики привлекались все, кто
действительно мог это делать: дипломов не спрашивали, не было их –
дипломированных специалистов. Так и оказался токарь, выпускник ФЗО, в
рисовальном отделе – переводил на кальку рисунки художников.
Возвратившемуся после армии Леониду уже пришлось и самому рисовать
растительные орнаменты.
В Углич Леонид Васильевич приехал в 1970 году вместе с женой и
дочерью (супруга получила распределение во ВНИИМС, где поступила и в
аспирантуру). Стал работать там же, во ВНИИМСе, художником-оформителем.
Готовил выставки готовой продукции, в том числе и для ВДНХ. Переходил во
ВНИИчаспром, но потом снова вернулся во ВНИИМС. В 1973-1976 годах Леонид
Васильевич участвовал в коллективных выставках, проводившихся в клубе
«Октябрь» и картинной галерее. В 1976 году часть его работ была взята из
угличской выставки в Ярославль, где открылся первый Всесоюзный фестиваль
самодеятельного художественного творчества трудящихся. «В спокойных
мягких тонах выдержаны пейзажи Л. Кречмана», – это цитата из каталога
выставки 1976 года. В настоящее время, уйдя на пенсию, Леонид Васильевич
занимается садоводством. Поэтому и пейзажи его преимущественно либо
предвесенние, либо осенние. Летом нет времени на творчество, а зимой, по
снегу, далеко не уйдешь.
Открывая сегодняшнюю, наконец-то персональную выставку Л.В.
Кречмана, Алла ЛЕНГВЕНС сказала, что инициатором ее стала дочь
художника, Татьяна. А на самой выставке представлено 80 работ художника
к 80-летнему его юбилею. Сама Татьяна, напомнив, что дома всегда
устраивались просмотры работ отца, отметила важность для художника
персональной выставки:
– Я росла в атмосфере творчества, и вот сейчас все вернулось, так
как и мне надо передать это своему сыну.
А Надежда Ивановна, жена художника, поблагодарив всех, кто помогал
сделать саму выставку, открыла маленькие семейные секреты в творческой
работе мужа. Придет Лёва (так зовут художника близкие), принесет,
кажется, уже готовую, законченную работу, живущую уже своей,
самостоятельной жизнью, и вдруг начинает что-то с ней делать. «Не надо!
Испортишь!» А посмотришь, что получилось, – и признаешь свою неправоту.
А вот отзывы угличских художников. Валентина МАКСИМОВА считает:
– Выставка хороша. Только развесили работы, они сразу заиграли
жемчужинками. Александр ПЕТРОВ соглашается с ней и добавляет:
– Самое главное, что в работах есть душа!
Заместитель директора Угличского историко-архитектурного и
художественного музея Виктор ЕРОХИН так высказал свои впечатления от
выставки:
– Снова вернулся в собственную молодость, в ту незабываемую
творческую атмосферу 70-х, в которой коллектив ВНИИМСа являлся для
Углича «культурным гнездом» – научная среда всегда остается научной
средой, именно из нее и выросло сегодняшнее, ведь тот высокий
интеллектуальный уровень находил свое выражение и в культуре. Здесь не
было работы на рынок. Поэтому и получалось. Леонид Васильевич продолжил
линию наших самодеятельных художников, которые всегда были в Угличе. Тем
более, что он, как и все дети войны, недополучив необходимой для жизни
доброты и красоты, «добирает» ее в своем творчестве.
А вот так говорят о художнике его коллеги из ВНИИМСа. Лиана
МАТЕВОСЯН считает:
– Он очень светлый человек. Даже просто встреча с ним поднимает
настроение. Недаром самые красивые цветы и самые вкусные яблоки у него в
саду.
– Я давняя поклонница Леонида Васильевича, – признается Ольга
ЛЕПИЛКИНА. – Очень люблю его картины, такие же теплые и добрые, как и
его душа, ведь в каждой картине ее частица.
И глубоко символично прозвучало высказывание Олега ГУРКИНА,
молодого художника:
– Очень затронуло искреннее, теплое отношение к природе. Я еще
многое не вижу из того, что увидел и показал в своих картинах Леонид
Васильевич. Надо учиться.
Все выступавшие на открытии выставки были едины в том, что места в
работах Л.В. Кречмана узнаваемы, в чем и я сам смог убедиться, сразу
определив, что и где изображено. Весь вопрос – как. Действительно,
другой, более зоркий взгляд. И замечательно, что все угличане имеют
возможность увидеть знакомое, уже ставшее привычным, мудрым взглядом
художника.
В заключение мне остается только присоединиться к поздравлениям
Леониду Васильевичу в связи с 80-летием и открытием персональной
выставки, пожелать мастеру долголетия и здоровья и, конечно же, новых
картин и выставок – тех, которые открывают чудо красоты. Той, которая
всегда рядом с нами. Только остановись. Только посмотри.
Алексей БУДНИКОВ |