Выставка одной картины
(из фондов Угличского историко-художественного
музея)
|
|
Гиллис ван Тильборх
"Семейство художника" |
|
|
«СЕМЕЙСТВО ХУДОЖНИКА» И ТО. ЧТО ВОКРУГ
Светлана КИСТЕНЕВА
«Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди - все служит для нашего
упражнения...
В отечестве ты откроешь так много любезного сердцу, приятного и достойного, что
найдешь жизнь слишком короткой для воплощения всего этого...»
Рембрандт
Хорошо людям: в линиях их ладоней и в часе рождения есть хоть какая-то подсказка
на будущее. Не то - для картин и прочих вещей. Им все неожиданно: старым холстам
положено веками висеть на стенах и только изредка подставлять свои почтенные
морщины-кракелюры взгляду какого-нибудь знатока, он и явится-то раз в десять
лет.
Но однажды все меняется.
1930-е: МУЗЕЙНЫЙ ОБМЕН -ОДИН К ТРЕМ
Эта история началась в те годы, когда дома становились ничьими, портреты -
«портретами неизвестных», а музейные экспонаты - предметами экспорта. Столичные
собрания, вбирая частные коллекции, делились с провинцией, и та, теряя свое,
взирала на чужие шедевры «в заграничном вкусе».' Такое кружение имело свои
стремнины и омуты -где какие...
В 1920-е годы было «социализировано» имение потомков Кутузова вблизи Углича. Дом
в селе Шишкине за два года перед этим был опечатан, что и спасло богатое
семейное собрание. Многое было определено городскому музею, но не все туда
попало, считается, что часть вещей исчезла по дороге.
Среди того, что довезли, был портрет Е.И. Кутузовой работы Луизы Виже-Лебрен,
модной парижской портретистки. Вскоре его взял московский Музей изобразительных
искусств, а чуть позже он возместил уездному собрату эту потерю. В Углич ушли
три картины и слепки с мелкой египетской пластики: 4 октября 1934 года сделана
отметка об отправке груза, а 8-го все было занесено в инвентарную книгу
Угличского музея. Заметим, что московские музейщики, отпуская «старых мастеров»
в краеведческий музей, каким тогда стал Музей древностей, заведомо обрекали их
на заточение в хранилище. Места в экспозиции им не было. Так состарился и погиб
пейзаж Яна Зиберехтса («лес, две фигуры танцуют, две сидят, одна стоит; слева
стадо коров; на заднем плане виднеются горы...»). В 1964 г. холст редкого для
России фламандского мастера XVII в., прорванный и загрязненный, списали.
«Богоматерь со спящим младенцем» (кисти итальянского мастера круга знаменитого
римлянина Карло Маратта) укрылась среди других рам в фондах и вполне
сохранилась.
Третьей была картина «Семейство художника» работы другого фламандца - Гиллиса
ван Тильборха. Ее извлек из недр хранилища в начале 80-х СВ. Ямщиков (этот
искусствовед открыл провинциальные портреты и многое другое). Холст был в плохом
состоянии и нуждался в срочной помощи.
Теперь, через много лет, после успешной реставрации, картина вернулась в Углич и
представлена горожанам.
1660-е: ХУДОЖНИК-ПИШУЩИЙ ПОРТРЕТ
Жизнь Тильборха тесно связана с Брюсселем, столицей Бельгии (тогда -Фландрии),
но писал он в традициях голландской школы. Художник родился около 1625 г.
(Рембрандту девятнадцать, он пишет первые картины), право на профессиональную
деятельность получил в 1654-ом (стареющий Рембрандт переписывает «Данаю», Рубенс
14 лет как умер, в Дельфте работает Вермеер), тогда же вступил в Гильдию Святого
Луки. Как и корпорации ремесленников или торговцев, эти гильдии имели
практические цели и были далеки от академизма. В словаре Брокгауза-Ефрона
читаем: «здесь сходились для обсуждения, под председательством деканов, своих
общих дел, для обмена мыслей, но в этих собраниях не было ничего, что клонилось
бы к стеснению оригинальности кого-либо из членов». В 1663 г. Тильборх избран
главой гильдии, а в 1666-ом получает статус хранителя городского собрания
живописи. Считается, что именно теперь он часто «цитирует» картины других
мастеров, пишет галереи, мастерские, жилые комнаты.
Итак, «Семейство художника»: кто и для кого был здесь выбран и оставлен на
холсте? Все расставлены слишком уж равномерно, все внимательно и чуть ли не
вопросительно смотрят на зрителя, включая служанку. Только девочка, будто не
видя, что собачка встала на задние лапки (разве не этого она хотела?),
повернулась в сторону матери. А та, не отводя глаз от зрителя, указывает на
ребенка пальцем. Мы не знаем, что собрало семью вместе, давний смысл сцены
ускользает, позволяет только догадываться и смотреть... Это было прекрасное
время: испанское владычество, инквизиция, войны позади (хотя и напоминают о себе
недавними ранами, памятью о лагерях и дозорах). Но главное уже другое -
«ощущение вновь найденного счастья» - дома, семьи, друзей, музыки, картин на
стенах. Прав был Томас Манн, с этих портретов на нас смотрит «средний человек в
высоком смысле этого слова».
1870-е: ПАРФЮМЕР-СОВРЕМЕННИК ТРЕТЬЯКОВА
Как и когда картина попала в Россию?
В XIX в. она входила в коллекцию знаменитого московского парфюмера Брокара.
...Однажды во время деловой поездки в Париж Брокар написал жене: «Выезжая из
России за границу, переживаешь ощущение, будто снял с себя грязную сорочку и
надел чистую...» Это подвело его к мысли заняться производством дешевых товаров
- «Народного» и «Детского» мыла (оно первым появилось на деревенских ярмарках),
помады для волос, душистого масла. Потом он преподнес великой княгине Марии
Александровне букет цветов из воска - розы, ландыши, фиалки с отдушкой - и стал
поставщиком двора. Его рецепты живут в продукции «Новой Зари» (в основе - его
фабрика).
Но удачливый промышленник и коммерсант стал еще и азартным коллекционером.
Хрустальные флаконы с модными духами приносили деньги для покупки картин старых
мастеров - к концу века его коллекция была среди крупнейших в Москве, а ее
выставки привлекали множество народа. Жаль только, она не стала потом единым
музеем, как Третьяковка. После революции картины рассеялись по разным собраниям.
На нынешней выставке мы представляем зрителю не только картину и ее историю,
насколько это удалось проследить, но и разных людей - художников,
промышленников, реставраторов. И еще их талант и энергию, азарт и терпение, что,
собственно, и дает тот самый высокий смысл привычному понятию «простой человек».
ГОРДИМСЯ своим ШЕДЕВРОМ
Мария ЛАРИНА
Открытие выставки, посвященной картине Ван Тильборха «Семья художника», которое
состоялось 15 октября в Угличском историко-художественном музее - редчайшее
событие. Оно неординарно еще и потому, что собрание Брокара было рассеяно, оно
не было каталогизировано и потому практически полностью утрачено.
Генрих Брокар - потомственный парфюмер, как коллекционер сравним только если с
Третьяковым, с той лишь разницей, что собирал он произведения западных
художников. Быть может потому, что Брокара знают как крупного российского
промышленника, его наследие столь высоко ценится и угличскими предпринимателями.
Если бы неделовые люди из Союза предпринимателей, которые показали себя
истинными любителями искусства, судьба проекта была бы на грани срыва. Но, к
счастью, в Угличе есть люди, которых можно, не преувеличивая, назвать меценатами
- они и помогли представить произведение Ван Тильборха взору всех угличан,
оплатив изготовление рамы для нее и выпуск красочного буклета, который получил
каждый из пришедших на вернисаж. А оформил выставку прекрасный
художник-экспозиционер Виктор Овчаров.
Как говорили сами посетители, на открытии выставки собрался весь городской
бомонд. Да я, честно говоря, и не знаю, смог бы человек, так или иначе связанный
с искусством или просто считающий себя культурным и образованным, отказать себе
в удовольствии посетить это мероприятие. Ну когда еще представится нам
возможность услышать лекцию о судьбе коллекции Генриха Брокара из уст Алексея
Алексеевича Савинова - старшего научного сотрудника «Музея личных коллекций»!
«Музей личных коллекций» входит в состав Музея изобразительных искусств имени
А.С. Пушкина, и экспонируют в нем образцы живописи, которые представляют
значительный интерес (ведь личные коллекции собираются по индивидуальным
пристрастиям коллекционеров, а значит, каждая подборка картин, по сути, является
единственной в своем роде). Сейчас этот музей готовит к 2005 году экспозицию
собрания Брокара. В нее войдет и наша картина. А в благодарность за это нам были
предоставлены прекрасные материалы, которые другим путем попасть к нам никак не
могли бы. Например, в начале двадцатого века вышла так называемая «Золотая
книга» Брокара, связанная с юбилеем его парфюмерного производства. Книга очень
старая, относится к разряду редких, и, конечно, достать ее просто невозможно. А.
Савинов любезно предоставил угличскому музею свой экземпляр для сканирования ее
прекрасных иллюстраций.
Не менее интересно было слушать Г. Ерхову (реставратора из музея им. А.С.
Пушкина), которая поведала о том, как выглядела картина раньше и какую пришлось
проделать работу для ее восстановления. Она попала к реставраторам в ужасном
состоянии, на некоторых местах краска буквально свисала лоскутами, поэтому
работа была очень сложной, многоэтапной. Рассказывала Галина Михайловна очень
прочувствованно, с душой, нежно рассматривая каждый бугорок на картине. Это и
понятно, ведь «Семья художника» - ее «старая знакомая». Именно ей в свое время,
двенадцать лет назад, пришлось восстанавливать полотно, открывая нам саму душу
этого произведения. А на следующий день реставратор не смогла спокойно уехать,
не проведя профилактические работы. Она покрыла картину лаком там, где он
несколько пожух, и дала советы по хранению и содержанию картины.
Среди гостей Углича была также и А.К. Митюкова, она работает в Художественном
академическом училище «Памяти 1905 года» (оно известно тем, что в нем готовят
высокопрофессиональных реставраторов). Углич так покорил милую даму, что она в
качестве помощи предложила несколько реальных вариантов бесплатной реставрации
некоторых работ.
Для нас же, я надеюсь, эта встреча будет иметь продолжение, так как она
открывает широкие возможности для дальнейшего сотрудничества.
Выставка
|
|
|
Фабрика Генриха Брокара флаконы для духов XIX-нач.XX в.
Предоставлены А. Правдиным, Н. Чвановой, Музеем городского быта |
|
|
Голландские художники XVII в.
Современники Гиллиса ван Тильборха |
|
|
|
|
Как и когда картина Тильборха попала в Россию?
В
XIX
веке она находилась в коллекции известного
московского парфюмера Генриха (Анри) Брокара.
«Парфюмеръ м., франц. (одно из непризнанныхь у
нась словъ) косметикь, дъяатель духовъ, помадь; торговеиъ ими, душмяникь.»
Владимир Даль. Толковый словарь. М., СПб,. 1882
г.
Выходец из Франции, потомственный парфюмер,
прошедший хорошую школу ремесла в Париже и Филадельфии, открыл свое производство
в России 15 мая 1864 г. и начал с изготовления дешевого массового товара. Его
«Народное мыло», а потом и «Детское» с буквами алфавита продавалось с лотков в
разнос и стало вообще первым мылом на провинциальных ярмарках, первым проникло в
деревню. Его помадой для волос пользовались приказчики и мещане. Уже в конце
1860-х годов он занимает ведущие позиции в отрасли. В последствии Брокар
выпускает дорогие духи и становится поставщиком Двора.
Первые приобретения будущий азартный коллекционер
делает в начале 1370-х годов на том же Сухаревском рынке, где покупал картины и
Павел Третьяков, но в отличие от него выбирает только европейскую живопись. Его
первой покупкой становятся как раз картины фламандских мастеров. Потом в его
руки попадают подлинники Дюрера и многих известных старых мастеров. В поле
зрения коллекционера оказываются и старые московские коллекции, поступающие на
художественный рынок.
К концу
XIX
века обширное собрание Брокара известно в
Москве и становится доступной для осмотра.
Среди многих различных произведений особое место
в этой коллекции заняли листы литографий Игнатия Степановича Щедровский (1815,
Литва - 1870/1871, Москва), представляющие уличные сценки и характерные фигуры
города. Они дают представление и о тех лоточниках, которые разносили по улицам
продукцию Брокара.
• Г.А.Брокар в 1889 г. (с портрета работы
Дункельса)
• Г.А.Брокар в 1887 г.
• Учредители фирмы Шарлотта и Генрих Брокар.
• Одна из торговых наклеек с изображением
фабрики.
И. С. Щедровский литографии середины
XIX в.
|
|
Уличные торговцы
|
|
|
Лоточница
|
|
|
Извозчик, лоточник, баба с метлой
|
|
|
Прачки
|
|
|
Из реставрационного паспорта:
«...VI.
Состояние памятника при поступлении в реставрацию: Картина натянута на
подрамник. Подрамник сильно разбит (...) Сохранность авторского холста плохая:
правее середины нижнего края оторвана часть холста размером 7x2 см с осыпями
грунта и красочного слоя; холст рассекается по волокнам от краев (...) Утраты
авторского холста, сбоины, утраты грунта и красочного слоя (...), следы потеков
(...), следы прохождения клея (...), следы плесени (...), Значительные
деформации, помятость(...) По всей поверхности картины мелкий сетчатый кракелюр
с приподнятыми краями. Изломы грунта, осыпи в местах прорывов и утрат холста
(...), царапина (...)
Многочисленные потертости красочного слоя по всей
поверхности картины, (...) Общее поверхностное загрязнение (...), глубокое
разложение лаковой пленки (...)
...IX.
Проведение реставрационных мероприятий: Профилактическая заклейка живописи.
Снятие холста с подрамника.
С картины удален дублировочный холст. Скальпелем
удалено связующее, частично утоньшен авторский холст. Для придания картине
пластичности, чтобы растянуть «усевший» холст и уложить сломы грунта, холст
пропитан с оборота теплым р-ром 5% рыбьего клея с медом 1:1. После нанесения
клея холст проглажен через второпластовую пленку теплым утюгом, затем растянут
посредством расклинивания рабочего
подрамника.
Картина дублирована на новый холст
(...)
В местах утрат подведен реставрационный грунт
(...)
После удаления лака открылись многочисленные
записи более позднего времени по всей поверхности картины
(...)
После удаления записей (...) изменился цвет пола,
костюм мужчины с рукой на перевязи изменился в цвете. Появились записанные
paнее
мелкие детали на стене (...) Справа от девочки появилось изображение собаки,
около корзинки - клубок ниток. Полностью стали видны очертания окна. Дверь в
левом углу комнаты изменила конфигурацию.
На двух картинах, висящих на стене справа, и на
картине на мольберте удалено два слоя записей - в результате восстановлен их
первоначальный рисунок.
Проведено живописное восстановление в местах
утрат грунта и красочного слоя...»
ВНИИР (Всесоюзный научно-исследовательский
институт pecтаврации),
реставратор Галина Михайловна
Ерхова
Гиллис ван Тнльборх
Родился около 1625 года в Брюсселе, где и умер
около 1678 года.
Разрешение на профессиональную деятельность было
получено им в 1654 и в том же году он стал мастером гильдии Св. Луки. В 1663
году был избран главой гильдии. В нюне 1666 года штатгальтер назначил его
хранителем собрания живописи в Брюсселе и в замке Тервюрен.
Около 1670-71 года он был в Англии, что
подтверждает групповой портрет сэра Генри Тишборна вместе с семьей и слугами на
фоне его дома (эта картина известна как «Благотворительность Тишборна», сейчас в
Алресфорде, Тишборн-парк).
В дальнейшем ван Тильборх работал в жанровой и
портретной живописи в Брюсселе. Он писал интерьеры, сцены на открытом воздухе с
несколькими или многими фигурами, однако наиболее известны его групповые
портреты бюргеров в композициях, построенных как беседы, с многочисленными
фигурами.
Отправной точкой для его жанровых картин могли
быть произведения, которые создали в жанровой живописи художники Йоос ван
Кресбек (1602-1668) и Давид Рикерт, но позднее он попал под влияние Давида
Тенирса Младшего (1610-1690) и -особенно в своих групповых портретах - Гонсалеса
Кокеса (1614-1684), который также специализировался в этом жанре. Работы
Тильборха и Кокеса иногда очень близки друг другу, но, как правило, Кокес более
элегантен и блистателен.
Датированные работы Тильборха известны с 1650 по
1671 год.
Изображение кунсткамер и живописных галерей
является типичным фламандским жанром, начиная с Франса Франкена и Яна Брейгеля
Старшего в первые десятилетия
XVII
в.
Это нашло в дальнейшем развитие в изображении
преимущественно воображаемых энциклопедических кунсткамер, кабинетов
редкостей, содержимое которых состоит к тому же из ряда предметов мира природы,
науки и искусства, а также в воспроизведении подлинных картинных галерей с их
главным акцентом на живопись.
Жанр достигает своей кульминации в середине
столетия в многочисленных картинах Давида Тенирса Младшего (Брюссельское
собрание эрцгергцога Леопольда Вильгельма, штатгальтера в 1646-56 годах).
«Картинная галерея с художником, пишущим женщину
и девочку» - живописная аллегория, в которой художник находится не в своей
мастерской, а в большой картинной галерее, где он работает в присутствии
почтенных посетителей.
Маленькая обезьянка, которая, сидя посреди пола,
рассматривает сцену через зрительную трубу, представляет подражательное качество
искусства в соответствии с сентенцией - «искусство есть передразнивание натуры»
(Ars
simia
naturae).
Большинство видов воображаемой картинной галереи
относится к 17 веку и только несколько - к 16-му. Очевидно эта картина была
вдохновлена Тенирсовской галереей живописи, которая представлена в картине
собрания лорда Бернарда (Раби-Кастл). Некоторое число картин в этом жанре
известно и приписывается Тильборху, но эта является единственным подписным
произведением. Так картина в Лоуренсе (Канзасский университет, Музей живописи)
представляет художника за его мольбертом в кунсткамере в окружении ценителей
искусства. Это больше в стиле Гонсалеса Кокеса, и акцент в этой картине сделан
более на групповом портрете, нежели на картинной галерее.
|
|
Кабинет Кутузовых в Петербурге
Акварель неисвестного художника XIX в. поступила из имения Опочининых в селе Шишкино. |
|
|
Усадьба в селе шишкино (вблизи Углича) принадлежавшая потомкам Кутузова-Опочининым
Сюда во второй половине XIX века были перевезены многие вещи из столичного дома, в том числе портрет Е. И. Кутузовой . Современное состояние. |
|
|
Портрет И. Е. Кутузовой.
Литография. Перв. пол. XIX в. Поступила из имения Опочининых в селе Шишкино. |
|
|
Картинное отделение Угличского музея в первом этаже княжеских палат.
Среди многих картин, вывезеных из имений в Шишкино, Родичево и Екатериновки, здесь экспонировался портрет жены фельдмаршала. Снимок 1920 г. |
|
|
|
«...В 1795 г. знаменитая Мари-Луиза- 'Элизабет
Виже-Лебрен, личный живописен свергнутой королевы Марии-Антуанетты, прибыла в
Петербург. В течение шести лет она писала самых прекрасных, знаменитых и
значительных дам Петербурга. Портрет Екатерины Ильиничны Голенншевой-Кутузовой,
жены прославленною полководца, выделялся среди прочих.
На фоне беспокойных облаков изображена женщина
независимая, крайне эмоциональная, с решительным характером. Горло поднятая
голова, огромные глаза с высоким изломом бровей, небольшой сжатый рот. Желая
подчеркнуть энергию, сильный темперамент и артистичность натуры, художница
окружила лицо каскадом пышных локонов, плечи задрапированы огненно-красной
шалью. Если бы не знаки отличия кавалерственной придворной дамы (портрет
императрицы, бант с орденом св. Екатерины), вполне можно было бы предположить,
что перед нами великая актриса.
...В апреле 1778 г. 24-летняя Екатерина Бибикова
вышла замуж за Михаила Кутузова. Оба страстно увлекались литературой, театром,
философией, путешествиями. Они много путешествовали по Европе, долго жили в
Лейдене - тогдашнем центре науки. Екатерина Ильинична всегда была неизменным
другом своего мужа, она сопровождала его в военных походах, когда это было
возможно. Но супругам часто и надолго приходилось разлучаться, и тогда были
письма...
«...Мог бы я сказать, что Бонапарт, этот гордый
завоеватель, бежит передо мной, как школьник от учителя... Мог бы я гордиться,
что от меня первого бежит Наполеон, но Бог смиряет гордыню...»
«...Я весил Москву не только с кровью воинов, а с
целой Россией, и с спасением Петербурга, и с свободой Европы...»
«...Я к тебе, мой друг, пишу в первый раз чужою
рукою, - в правой руке отнялась чувствительность перстов...»
«...Все скитаюсь, окружен дымом, который называют
славой...»
После Бородинского сражения Екатерина Ильинична
получила высший женский придворный чин, стала статс-дамой двора. В самые
напряженные дни. зная, что Кутузов делится с женой своими делами и мыслями,
многие ждали, что скажет Екатерина Ильинична...
С.Т.Аксаков еще в пору ее молодости писал:
«...Жена Кутузова, знаменитая своей особенной славой, женщина чрезвычайно умная,
образованная и страшная любительница театра...»
Портрет знаменитой художницы запечатлел эту
натуру в лучшее время ее жизни, в момент яркого ее проявления...»
Из книги И.Б.Чижовой «Души волшебное светило»
|
|
Л. Э. Виже Лебрен
Портрет Е. И. Голенищевой-Кутузовой Х.М. 1795 г. |
|
|
Мадонна со спящим младенцем х.м. XVIII в.
Неизвестный Мастер круга Римского художника Карло Маратта |
|
|
Из Акта передачи:
«2 октября 1934 года составлен настоящий акт в
том, что Государственным Музеем Изобразительных Искусств, согласно разрешения
Музейного Отдела Наркомпроса РСФСР переданы Угличскому
краеведческому
музею три
нижеперечисленные картины в обмен на полученную
Музеем Изобразительных Искусств в мае 1930 года картину худ. Виже-Лебрен
«Портрет Кутузовой» (...)
Список картин
1. Тильборх - Семейство художника.
Инвент. № 1840, зап.632
2. Зиберехтс - Пейзаж.
Инвент. № 2568, зап.2757
3. Неизвестный мастер круга Маратта
-Богоматерь со спящим младенцем.
Инвент. № 1609, зап. 97
Передал Директор ГМИИ
Принял Зав. Угличским Краеведческим Музеем
(Ухов М.П.)
Выпущено из музея через будку 4 октября в 11
часов по пропуску за подписью Зам. дир. В.В.Пахомова и уч. секретаря Бритовой.
Ян Зиберехтс
(1627, Антверпен -1700/1703. Лондон)
Фламандский художник-пейзажист,
писал панорамные виды, в которых сопоставлены
контрастные элементы ландшафта - ближние и
дальние планы,
горы и равнины, оживленные домами, стадами
животных и
фигурами людей. В 1670-е годы работал в Лондоне
для герцога Букенгемского.
Из инвентарной книги Угличского музея:
«Пейзаж; - лес, две фигуры танцуют, две сидят,
один стоит;
слева стадо коров; на заднем плане виднеются
горы. Работа
Зиберехта».
Далее пометка в графе «сохранность» -
«плохая, картина порвана и загрязнена. Списать
Акт № 2180 от
10.XI.64
г.»
Выступления на презентации
(Данный текст напечатан без редакции)
Мы решили реализовать этот проект , потому что , во-первых второй
картины у нас все равно нет , во-вторых , историко-культурное и художественное
значение картины таково, что она может служить центром вот такого эксперимента .
Здесь кроме картины представлен вспомогательный материал , который поможет вам
вникнуть в суть данной темы и даст вам материал для размышления . Главным
автором этого замысла является сотрудник нашего музея Светлана Владимировна
Кистенева . Отдельно хочется поблагодарить сотрудников музея изобразительных
искусств имени Пушкина , которые согласились к нам сегодня приехать , это -
Явкова Галина Михайловна и научный сотрудник Савинов Алексей Алексеевич . Это
люди, которые непосредственно занимаются реставрацией и сохранением этой картины
Кистенева
Сегодня мы с вами попробуем вернуться к тем произведениям классической живописи
, которая отличается от нынешнего искусства и от нынешних выставок . несмотря на
всю пестроту и разнообразие нашей нынешней культурной жизни, тем не менее
остаются ценности , которые ,может быть не громко о себе заявляют , но они есть
и ценности это неизменные . Проект этой выставки существует очень давно , но по
разным причинам данный проект откладывался так получилось, что за то время пока
это все готовилось, многие люди по-разному нам помогали : помогали информацией,
своей работой . поэтому об этом знают очень многие Поскольку в этой выставке
собралось очень много всего: это и музейная история и история культуры нашей
страны , это история культуры ценностей в нашей стране. Здесь можно долго
говорить о реставраторах , об их кропотливом ежедневном долгом труде, здесь
можно говорить о судьбе одной вещи, которая прошла через разные ситуации , через
разные собрания и очень надеемся, что сегодня вы узнаете действительно важные
стороны этой истории, разные направления . разные версии. .
К нам на реставрацию картина попала в ужасном состоянии: она была вся серая ,
красочный слой представлял из себя мелкие чешуйки , а сам холст напоминал
тряпку, которую давно пора выкидывать . Именно поэтому картину пришлось долго
укреплять , потом передублировать на новый холст , наклеивать, то есть вначале
была проведена большая техническая работа , а потом когда все было укреплено ,
картину «промыли». Когда-то ее реставрировали и реставраторы, видимо, были
разные , особенно до прошлого века реставрация была такая, например, художник
безответственно относился к своему делу, он что-то мазал, лишь бы было что-то
сделано, а другой художник любил искусство и трепетно относился к работе, то он
более аккуратно наносил краску, не ломая авторского сюжета . Но были такие
реставраторы, которым не нравилось то, как было написано , и они начинали
прописывать что-то свое. Так получилось и с этой картиной, видно , что
реставратора что-то в ней раздражало и ему захотелось ее переписать , поэтому
когда сняли лак , то мы увидели такое нарушение сюжета: вот здесь непонятно,
почему среди леса сидят люди, ведь туризма тогда еще не было нахождение здесь
этих людей непонятно, видимо реставратор нашел этих людей несколько скучными и
решил поверх написать лес . Вот эта собака его тоже очень раздражала и мы видим
на фотографии , что до реставрации этой собаки вообще не было , когда мы
реставрировали, то под внешним слоем краски обнаружили эту собаку .
Реставрировать картину было сложно, потому что приходилось снимать эти
последующие штрихи и конечно был риск испортить авторскую работу . Дверь и окно
изображенные на картине первоначально выглядели очень глухо, но в ходе
реставрации мы обнаружили, что дверь изобилует завитушками . Сама мадонна вся
была переписана : лицо реставратору совершенно не понравилось и она была совсем
другая . Многие мелкие авторские детали были или замазаны или переписаны . После
реставрации картина открылась нам совершенно в другом виде , и здесь по
фотографиям можно увидеть ту огромную разницу, которая в ходе реставрационных
работ была нами обнаружена . И хотя реставрация длилась 1,5 года и была трудной,
теперь мы искренне рады, что из пришедшей в негодной тряпки нам удалось
воссоздать такое восхитительное полотно.
-Теперь когда мы уже перешли к
нашему проекту, все наше сегодняшнее собрание было бы невозможно без одного
важного дела , все это мы делаем, не только один музей здесь задействован. Нам с
самого начала , как я уже говорила, очень многие люди помогали , и нам очень
большую помощь оказывают угличские предприниматели , без этого мы не могли бы
вам предоставить на память эти буклеты , о том что здесь было, что вы можете
прочитать потом спокойно и это, наверное , лучше отложится в памяти . Мы не
могли бы сделать даже раму для этой картины , потому что она была нам возвращена
, так сказать, в том состоянии, в котором она была после реставрации , и первое
что мы сделали , первое что сделали наши предприниматели, это предоставили
средства на восстановление рамы по тому же образцу , который здесь на втором
плане представлен . Галина Михайловна, кстати, отозвалась хорошо . Для нас
сейчас поставлена еще одна важная задача: этим мероприятием сегодняшним, этой
акцией положили начало сотрудничеству музея и союза предпринимателей , во всяком
случае здесь мы получили очень хорошую и прочную поддержку . И мне хотелось бы
предоставить слово Александру Васильевичу Ремизову .
-Как бывший председатель Гильдии предпринимателей, хочу сказать , что принимали,
а сейчас, наверное, продолажть это дело те, кто в настоящее время работают в
Гильдии . Честно сказать, я всегда завидовал белой завистью Мышкину. Завидовал
тому, что там есть коллектив Александровской библиотеки, там есть театр, который
не уступает по своим краскам московскому театру , где работают любители того
особого класса, когда смотришь спектакль и выходишь завороженным . Но в
последние полтора- два года чувство зависти стало уходить , потому что в Угличе
появляются и набирают силу новые творческие коллективы : и Клуб любителей
искусства , члены которого , думаю что, сейчас в большом количестве здесь
присутствуют . Не смотря на то, что я бываю там редко, со стороны заметен их
несомненный рост . Виктор Иванович Ерохин в своей новой должности обнаружил
какие-то новые грани : его талант стал не увядать, а расцветать , Светлана
Владимировна Кистенева постоянно растет в своей должности, и думаю, что не
только я , а и многие здесь присутствующие отметили этот рост , Анатолий
Николаевич Горстка .. То есть нам уже и не надо завидовать Мышкину . И мне
хочеться сказать, что мы на правильном пути , и этим путем нужно идти и дальше,
ведь Углич – город с не меньшими традициями , по отношению к Мышкину , и его
надо продвигать.
-Ну что же, мышкинцы здесь присутствуют, и действительно, есть многое, чему
можно поучиться у мышкинцев , и мы всегда рады видеть их на выставках .
А сейчас мне хотелось бы обратиться к еще одной теме, которая касается
действительно биографии этой картины . Хотя мы сейчас еще доподлинно не выяснили
настоящую историю этой картины, как она попала в Россию и дошла до Углича . Все
понятно только с последним этапом: картина поступила к нам из изобразительно
музея имени Пушкина , до этого картина была в собрании одного из крупнейших
московских коллекционеров . Те , кто уже имел возможность несколько
познакомиться с картиной, знают имя и профиль деятельности этого коллекционера ,
это опять связано с предпринимательством , связано с линией, наверное, очень
важной , линией меценатства, покровительства и тому подобного . Алексей
Алексеевич Савинов нам представит, и мы сейчас попробуем с вами сделать некий
технический эксперимент , и с помощью нашего слабенького проектора на этот
центральный столб показать некоторые слайды .
Лекция Алексея Алексеевича Савинова иллюстрированная
слайдами
Реклама:
Дело в том, что это в любом случае посмертный портрет , так что
пропорции отчасти искажены . Это и есть тоже герой еловек, из
чьей коллекции работа ……
Анри Атанас Бракар, он же Генрих Афанасьевич, он же Андрей Афанасьевич , как на
Руси его называли по-разному , произошло это потому что иностранные имена
русские купцы терпеть не могли . Вот так и утвердилось называть его Генрихом
Афансьевичем , чтобы не путать с сыном , имеющим одинаковые с отцом инициалы
«А.А.» . Анри Атанас Баккар изначально происходил из богатого французского рода
и родился в Париже. Родовое гнездо Баккар в то время находилось под Парижем. По
желанию отца, молодой Анри довольно быстро был отправлен учиться в школу
парфюмера , после чего был отправлен осваивать данную профессию в Америку - в то
время это было модно. По возвращению из Сан-Франциско , вместе с отцом Анри
разработал новые духи . Как раз в то время в России произошли очень удачные
реформы Александра II , которые освободили русское крестьянство и дали
гигантский простор предпринимательской деятельности . К слову сказать, ситуация
создания коллекции Анри Браккара очень напоминает создание нынешних , так
называемых, «новорусских» коллекций .
Итак, он отправляется в Россию, где поступает на фабрику господина ????. Тайком
от него (что говорит о его предприимчивости) Баккар разрабатывает , видимо на
основе хозяйских средств, новый рецепт концентрированных духов , с которыми
отправляется в Париж и продает его за двадцать пять тысяч франков. А
возвратившись в Россию , открывает свое дело. Был когда-то в Москве Теплый
переулок, и там, в доме Фаворских, он впервые, в подвальчике ,открыл свое
маленькое дело ,нанял двух рабочих , но и сам работал, как проклятый , с шести
часов . Здесь женился на Шарлоте Андреевне , бельгийке по происхождению .
Полюбив свою новую родину, увлекся Пушкиным. Заработав некоторые средства Анри
переезжает на ??? площадь, где открывает свою маленькую фабрику , оттуда едет на
Пресню , и потом, наконец , утверждается на перекрестке Мытной и Арсеньевской
улиц , до сих пор на этом месте стоит фабрика «Новая заря» , которая
преобразовалась из фабрики Баккара. Кстати, всем известный одеколон «Цветочный»
тоже был разработан именно там . Баккар становится очень богатым человеком, хотя
открывал свое дело не слишком состоятельным . Почему? Он делает ставку на
массового потребителя , то что до этого в России отсутствовало . Именно он ,
впервые , начал выпускать мыло за копейку . А по всем ярмаркам России
продавались специальные наборы , в которые входило 10 предметов, все это стоило
рубль и раскупалось с поразительной скоростью . Эта ставка на массового
потребителя в итоге сделала его, как бы сейчас сказали, мультимиллионером . В
свое время на нижегородской ярмарке Баккар устроил фонтан из цветочного
одеколона , и довольно приличная публика, по рассказам современников, просто в
нем купалась .
Будучи крайне богатым человеком, он ,конечно , как тогда это было модно,
увлекается коллекционированием . Да и вообще , после реформы 1761 года ,
коллекционирование из рук аристократии и царской семьи , переходит, прежде
всего, в руки купечества , поскольку именно в этой прослойке общества того
времени шла большая аккумуляция средств . Чисто случайно в 1872 году он покупает
небольшую хорошую коллекцию фламанских живописцев , и загорается этим. Покупал
он, конечно, предпочтительно западно-европейскую живопись - русские художники
интересовали его, как француза меньше , но, под конец жизни он даже покупает
Борисова- Мусакова .
Нет смысла перечислять те вещи , которыми он владел , тем более, что никто не
знает, куда пропала большая часть его коллекции после революции. Но известно
точно, что были в его коллекции и фламанцы, были французы, была прекрасная
коллекция итальянских художников.
Скончался Браккар в1990 году , но еще до этого он создал свою выставку , потом
свой музей, потом вдова создала музей , потом все эти вещи оказались в
государственном музейном фонде , куда свозилось все . Была в его коллекции
работа прекрасного мастера , конец 15 века «Семейство святого Чина …..» , у этой
вещи была плохая сохранность . Здесь Богоматерь кормит своей грудью младенца ,
для 15 века такой сюжет носил дух новаторства в иконографическом типе . А вот
эта вещь, которую вы наверняка видели , это одна из картин нашего музея, которой
мы гордимся Бернардо Строцце «Старая кокетка» . Аллегория бренности- эта тема
встречается в Италии нечасто, потому что итальянцы люди жизнелюбивые и , в
отличие от северян, не любили вспоминать, что все скоро закончится .
Приписывалась она Веласкесу , приписывалась она Иоганну Липту, но уже в нашем
музее мы сумели доказать, что это Бернардо Строце . Мы обнаружили некий
литературный источник, благодаря которому эта картина появилась , в 1620 году в
Венеции выходит анонимная поэма с описанием женщины за туалетом : «Бедная
женщина, как ты можешь любоваться своей красотой ,от которой не осталось и
следа? Прочь, прочь руки от зеркала , не думай о том, чтобы украшать свое лицо
румянами и пудрой» Так что ,на ней изображена Венера, мы такую Венеру видеть не
привыкли, но , увы, она есть.Венера тоже прочитывалась, как некое любование
греховной плотью. Потом еще одна работа Бернардо Строце , это «Чудо о пяти
хлебах» , это чудесное насыщение пятью хлебами и двумя рыбами , тоже Бернардо
Строце , и здесь , справа, изображен Святой Петр . Между прочим, здесь известная
история попадания этой работы в коллекцию Браккара . Она была привезена одним
итальянским банкиром Екатерине Второй, Екатерина II ее купила, подарила Григорию
Орлову , тот отвез ее в гатчину, потом она попала к великому князю Константину ,
который, видимо, был невеликим любителем живописи и подарил ее своему духовнику
, отцу Дмитрию ??? , настоятелю церкви ???. Отец Дмитрий отдал ее графу Сологубу
, у графа эту картину купил Браккар.
А вот совсем другой мастер , мастер французский, здесь мы не знаем автора , но
зато знаем, что это 16 век . первоначально вещь называлась «Дама со служанкой»,
но когда нашли второй вариант , где дама полуобнажена , а сзади изображен
мужчина , было выбрано другое название «Сводня» . Вещь восходит к школе ???, но
более поздней.
Вот эта вещь долгое время у самого Браккара тоже называлась «Портрет королевы
Клод» . Была такая королева, дочь Людовика XII , и жена его приемника Франциска
I . Но потом выяснилось, что подобный туалет появился всего лишь через 20 лет
после смерти королевы Клод , теперь это просто «Женский портрет» , прекраснейшая
работа Корнели Долиона .
Вот еще одна французская вещь . Это «Старший портрет аббата» Это 18 век , время
регентства, в то время даже было такое выражение «распутен , как аббат» .
Это Марсекий Боферманс , это уже Нидерланды 3 четверть 16 века «Оплакивание» это
фрагмент картины , в каталоге Браккара (составленном им собственноручно) она
описана , как неимеющая автора , а у нас было доказано, что это все таки
Боферманс .
Вот еще одна работа «Иоанна Крестителя» Александра Феринса . Очень большая,
красивая работа .
Следующая работа тоже относится к теме ванитов ?, "бренности всего живого" ,
работа Мартина Петайна . Это «Свадебный бал» , поскольку танцы, свадьба, все это
тоже считалось аллегорией тленности, проходящего , быстро исчезающего .
А это работа Корнелиуса Делта назывется она «Кашалот» . На кашалота это не
похоже, но для художника сходство было не важно, потому что это было
олицетворением враждебной Испании , которая была готова напасть на Нидерланды .
Картина и ее судьба интересны тем, что у Браккара она сначала значилась «Кит,
выброшенный на берег» , потом он сам , почему то, изменил ее на «Пойманную
акулу» . К нам она пришла, как «Акула», но потом было проведено , наверное, не
слишком искусствоведческое исследование, которое доказало, что это кашалот .
И вот совершенно другого типа работа , Яков ??? «Дерево с большим пейзажем»
классика 17 века , одна из лучших в мире работ этого художника , ну и к тому же
она считается одной из лучших работ, которая когда либо была в музее имени
Пушкина в старой живописи.
У Браккара была такая счастливая для коллекционера черта – он сам определял
живопись , он считал, что вот это – Рембрант и в каталоге он значился, как
Рембрант . К нему приходил товарищ, или знакомый , или просто посетитель, и
Браккар , будучи неуверенным как все парфюмеры , говорил «Как Вам моя новая
картина?» . Человек, возможно, чтобы отделаться, от надоедливого Браккара,
говорил : «Ну, это у Вас Микеланджело» , в каталоге появлялась запись
«Микеланджело» , приходил следующий, говорил «Ван Бей», Микеланджело
зачеркивалось, появлялось Ван Бейн» таким образом, вещь за год могла поменять
десяток авторов . Это уже не говоря о том, что некоторые плохие реставраторы
переписывали вещь ,считая , что тем самым они делают вещи лучше . Браккр не был
реставратором, но известен случай, когда на одной картине, он собственноручно
замазал кота , посчитав, что кот лишний в экспозиции. И , кроме того, он держал
двух художником- реставраторов, которые не только реставрировали, но и
«улучшали» с точки зрения хозяина. Например, всем известный коллекционер
Вахрушин застал Браккара в тот момент, когда он объяснял, как нужно увеличить
бюст у дамы на портрете 18 века , потому что та ,по его мнению, была слишком
худая . Бюст увеличили .
Следующая картина тоже относится к нашей гордости , это Рембрант , причем это
Рембрант очень редкий . Это чуть ли не единственная в мире сложно-фигурная
поясная композиция Рембранта . Больше таких вещей Рембранта не встречается, или
они просто не сохранились . Картина «Изгнание торгующих из храма» Картина была
отправлена на Запад в 1961 году на реставрацию , и считалось, что нам западные
реставраторы вернули фальшивку , скопировали и вернули копию . Но сейчас
доказано, что это мнение было ошибочным и что нам вернули оригинал .
У самого Браккара, как он считал, было 30 Рембрантов , один из них оказался
подлинным, что тоже не так мало .
Из рисунков, которые он тоже собирал , вот это Вроманс «Снятие с креста» , хотя
первоначально рисунок приписывался Рембранту . Еще один «Морской бой» , который
относится к руке Вильяма Велде ? , вероятно, что это Ютландия в октябре 1658
года .
Теперь, возвращаясь к истории самого Браккара , я должен сказать, что у него
были, конечно и роскошная коллекция графики и роскошная коллекция прикладных
вещей и 375 икон . Что касается икон , часть из них была передана в Воронеж и
погибла во время войны , а остальные, если судить по документам, которые
буквально год назад были найдены в центральном архиве литературы и искусства
были просто проданы на Запад . Вообще , некоторые вещи Браккарат довольно легко
уходили неизвестно куда . В архиве нашего музея имеется многостраничная
переписка с наркоматом просвещения 20-30 годов , о том что мы передали 400 вещей
живописно-иконографической коллекции Браккара в музей Кускова . Как показало
исследование, кусков даже не знал об этой пеерписке , и куда исчезли вещи
осталось неизвестным . К счастью, лучшие вещи Браккара были сохранены ,
сохранены и при его жизни и после его кончины заботами Шарлоты Андреевны Браккар
. Потом был открыт музей Бракара в 18 году , позже он стал Вторым Пролетарским
музеем Замоскворецкого района , а позже вещи перешли в государственный музейный
фонд , откуда лучшие работы попали в наш музей .
То, как картина попала музей – история очень давних лет . 70 лет назад, в 1934
году музей изобразительных искусств имени Пушкина решил скомпенсировать Угличу
изъятие отсюда одной картины и здесь мы с вами возвращаемся к любимой нами всеми
теме Шишкина , имение потомков Кутузова , именно из этого имения происходил
портрет жены фельдмаршала Кутузова , который поскольку был выполнен хорошим
автором , то этот портрет был взят в 30 годах в музей имени Пушкина . В то время
достаточно часто такие изъятия делались и никакой компенсации провинция не
получала. В нашем случае вышло иначе, причем настолько иначе, что сейчас, готовя
эту выставку , мы удивлялись , и мы просто поняли что мы получили взамен за одну
работу. Эта картина работы французской придворной художницы Виже Вибрен Марии
Луизы , эта художница была модная в конце 18 века , писала она при дворе
Екатерины II . Художница приехала к нам в Россию из Франции , после того как ее
покровительница Мария Антуанетта была казнена. Эта художница действительно была
в моде , писала прекрасные , виртуозные портреты, очень много дамских портретов
, и эта работа стала хорошим образцом ее творчества . Тот факт, что есть много
копий этой картины, говорит нам о том, что картина пользовалась популярностью и
была признана хорошим произведением , ну а поскольку попала она в провинцию , то
отсюда она была взята дальше . В музей попали 3 картины , и не случайно рабочее
название этой выставки «Музейное уравнение 34 года , судьба …», речь идет о тех
трех картинах, которые поступили сюда по решению музея 70 лет назад . Эти
картины, как писалось в автопередаче , выпущены через будку музея, то есть
выпущены со двора 4 октября . Сейчас невозможно установить , каким путем их
везли до Углича в те времена, потому что сообщение тогда было ужасным , но 8
октября они были поставлены на учет в Угличском краеведческом музее . Само
событие передачи картин старых европейских мастеров Угличскому краеведческому
музею является знаменательным . В 30-е годы , как правило музеи
переориентировались в большей степени на идеологическую линию , то время и в
Угличе шла замена старых экспонатов из дворянских имений, или произведений
церковного искусства , религиозной живописи идет на замену всякими графиками,
схемами, разрезами артезианских колодцев . То есть совершенно очевидно, что эти
картины были отпущены не в лучшее для них место, то есть они явно были обречены
на небрежение и забвение . так оно и получилось. Эти картины долгое время по
понятным причина не экспонировались , они находились в хранилище и одна из
картин была в итоге утрачена . В инвентарной книге мы читаем, что 1964 году
пейзаж «???» был списан, он был загрязнен и поврежден. Картина , по всей
вероятности, погибла. Для того, чтобы понять, какую ценность мы потеряли можно
полистать представленную в музее книгу , и там на одной из страниц напечатана
репродукция с другой картины этого прекрасного фламанского пейзажиста , который
действительно для России был редким художником , но к сожалению, в нашей
коллекции сейчас нет его работ . Картина итальянского мастера, мастера
неизвестного, но это был друг известного римского художника Карла Марата , то
есть эта работа тоже достойная, и мы можем говорить, что музей имени Пушкина
отдал нам отнюдь не худшие картины. Эта картина в буквальном смысле слова выжила
, может быть это было связано с ее небольшими размерами – ее было удобно хранить
. А третья картина , которая пострадала больше всего, долгое время находилась на
реставрации , где с ней проводили долгую и достаточно сложную работу . такова
судьба этих экспонатов . Здесь вы видите экспонаты , взятые из имения
Опочининых, которое находилось в селе Шишкино . Из этого имения происходит одна
прекрасная любительская акварель, на которой запечатлен дом Кутузовых на
французской набережной . Это кабинет , причем кабинет дамский , такой вывод сам
напрашивается, когда мы видим эту мебель. Оттуда работы Фиже Либрен , которая
жила в этом доме в Петербурге , в столичном доме семьи Опочининых , кторый они
получили в наследство от вдовы фельдмаршала , оттуда во второй половине 19 века
эти работы были перевезены в село Шишкино , что вблизи Углича. После революции
здесь была проведена социализация, и мы знаем воспоминания о том времени. Мария
Николаевна Череновская рассказала нам, что в 18 лет онаоказалась счетоводом в
этом имении , рассказала о прекрасном зале, где были представлены различные
картины хороших мастеров , и она говорила о том, что эти Катины были перевезены
в Углич, подводы брались из деревни Поверстки и крестьяне, не пожелав гонять
лошадей до Углича , некоторые вещи просто сбросили в карьер кирпичного завода
под Угличем . Что-то попало сюда, а что-то погибло под Угличем. Данная работа
сумела пройти этот достаточно сложный путь и оказалась в собрании Угличского
художественного музея . Александр Константинович Гусев-Муравьевский – поэт ,
музеевед, очень своеобразный человек сумел это все сохранить , именно благодаря
ему картина все-таки выжила . Здесь в витринах представлены картины, раскрытые
на страницах с репродукциями фламанских и голландские мастеров . Здесь есть и
картины еньера (как его тогда называли все в России) , у которого Ванхисбург и
учился . Также здесь вы видите то, что мы смогли собрать . то что нам помогли
собрать, это из Интернета собранная коллекция картин Ванхисбурга , которые
находятся в самых различных музеях Европы и Америки . Для России это редкий
мастер , в России, насколько нам удалось выяснить, три его картины : одна работа
находится в Эрмитаже , втора из Владимиро-Суздальского музея – заповедника. В
фильме о голландском искусстве была очень хорошая фраза , что в голландской
живописи очень часто ясны детали, но неясно содержание . Вот это умение показать
свой быт, умение показать свой какой-то особый уклад жизни. Достаточно сказать ,
о том что Нидерланды, которые долгое время были под испанским владычеством, в 17
веке ведут борьбу за освобождение от этого владычества. В конце концом северная
провинция освобождается , появляется Голландия. Южные провинции , которые
сохраняют зависимость от Испании – это Фландрия. И так получилось, что художник,
о котором мы с вами сегодня говорим по происхождению из Фландрии, из Брюсселя ,
но он работает в таком несколько голландском стиле , именно поэтому так много в
его работах созвучия с голландским искусством. Здесь представлена семейная
композиция, причем разгадать смысл происходящего довольно сложно . Есть разные
версии, одна из них это версия о том, что возможно это какая-то свадебная
композиция , или это молодожены , а может быть и обрученные . В сюжете Катины,
на первом плане женщина указывает на девушку , по всей видимости это мать с
дочерью, то есть здесь остается только понять те связи, которые объединяют это
семейство . Для нас важно другое – атмосфера дома , эта послевоенная жизнь,
когда люди вновь обретают мир и покой в своих домах . Вообще, голландцы люди
очень подвижные, они занимаются торговлей, торговлей рискованной, которая подчас
охватывает большие территории , это дети войны. Война и торговля заставляют
людей сильнее ценить домашний уют , ценить семейные связи , и , может быть,
именно это сделало голландский дом таким привлекательным . Это особый мир, в
которым Катины занимают тоже особое место . В Голландии ценность картин была
сравнима с ценностью драгоценных камней: их дарили , их очень за дорого
продавали и покупали , поэтому очень часто мы видим в убранстве домов , в
деталях интерьера картины . Здесь явно прочитываются следы недавней войны: это и
перевязанная рука одного из персонажей , это и батальная сцена над камином , но
здесь тем не менее все обращено к дому . Дом – это самое основное . Здесь много
очень интересных деталей, чего только стоит борода этого раненного персонажа –
борода подстрижена по французской моде того времени . (13.01)
Фотосессия мероприятия