П. Д. Бучкин

 

Спонсор странички :

Бучкин портрет

Реклама :


Фоторепортаж с выставки

Петр Бучкин

- академик живописи

в памяти поколений

 

Н. БУНТОВ

22 января исполняется 120 лет со дня рождения известного российского художника Петра Бучкина. И хотя Петр Дмитриевич родился в деревне Сафроново Калязинского уезда Тверской губернии, он с младенчества жил в нашем городе. И мы по праву считаем его своим земляком, тем более что именно в Угличе, имевшем свои ремесленные и живописные традиции, начался его путь в живопись. А продолжился в Петербурге, вначале в училище технического рисования барона Штиглица, а затем в Высшем художественном училище при Академии художеств. Знакомство же с художниками Серовым, Васнецовым, Поленовым, Нестеровым сыграет немаловажную роль в становлении его как художника.

В 1912 г. за большую серию офортов, основу которых составляли портреты современников, Петру Бучкину присваивается звание художника. Весь творческий путь художника в ту пору проникнут жизнерадостным оптимизмом. Его акварели «Перед зеркалом», «Портрет исполнителя народных песен Мезенцова», написанные в 1917 году, отмечены премией имени АИ. Куинджи.

Надо сказать, что именно в тот год Петр Дмитриевич был приглашен в Художественное училище Штиглица педагогом. С 1936 по 1940 год он преподает в Академии художеств - сначала доцентом кафедры рисунка, а затем - профессором многих дисциплин. С 1947 г. работает в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.М. Мухиной, где заведует кафедрой монументальной живописи.

- Всестороннее изучение жизни, - вот основа моих занятий с начинающими художниками, - любил повторять Петр Дмит­риевич. - Без этого нельзя уверенно воспитывать нашу художественную смену.

Воспитание сознательного, проверенно­го мыслью творчества - таково было кредо педагогической деятельности академика, до последних дней жизни не расстававшегося с мольбертом и кистью, оставившего потомкам большое количество портретов, жанровых сценок и исторических полотен.

Более 130 картин, этюдов, офортов было передано П.Д. Бучкиным Угличскому художественно-историческому музею.

Петр Бучкин, академик живописи
(К 115-летию со дня рождения)
Наш замечательный земляк, известный художник Петр Дмитриевич БУЧКИН родился 22 января 1886 г. в деревне Сафроново Калязинского уезда Тверской губернии. Еще в пору его младенчества отец с матерью переезжают в Углич. Здесь, в старинном городке, имевшем свои ремесленные и живописные традиции, и прошло детство будущего академика, сюда он возвращался на некоторое время уже в зрелом возрасте
Прожив большую прекрасную жизнь (умер он в 1965 г., когда ему было почти 80 лет), П. Бучкин оставил после себя десятки живописных полотен, множество графических работ, в которых отражены жизнь и история России и наш Углич в частности.
Истоки
Маленький Петя, будучи впечатлительным мальчиком, наблюдал изо дня вдень, как его мать вышивала на канве изумительные рисунки, узоры, которыми украшала полотенца, скатерти, рубашки. А потом наступает момент, когда он сам пытается срисовывать все эти рукотворные орнаменты. Одновременно он стал срисовывать красивые рукописные буквы из азбуки-кириллицы, играть ими и незаметно, на шестом году научился читать.
А через три года неожиданно умирает затейница-мать, и Петя потянулся к соседу-художнику Якову Богомазу, жившему на той же Питерской улице, через дорогу. Удивлению мальчишки не было границ при виде того, как березовые дощечки , смазанные лаком, превращались в почти живые лики Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи, Иисуса Христа. Чуть позже юного искателя новых "живых" образов "прибило" к другому художнику, также обитавшему по соседству - Василию Клевцову, настоящему живописцу, владельцу иконописной мастерской. Эта мастерская и явилась для юного Петра Бучкина первой школой по овладению художественным мастерством.
По достижении восьми лет Петя поступает в Угличское городское училище. Здесь на него, на привитие ему художественного вкуса благотворное влияние оказал учитель истории П. Критский, воспитывавший у своих питомцев любовь к истории родного города, родного края. Петр Андреевич всячески поощрял развитие художественных способностей своего любимого ученика, требовал от пего постоянных занятий живописью. Именно благодаря Критскому Петр Бучкин уже в ранние годы хорошо знал памятники культуры Углича, изучал с увлечением древнерусскую архитектуру. И это увлечение юного Бучкина древнерусским искусством с годами превратилось в постоянную потребность, оставив на всем его творчестве заметный след.
И стал он художником с правом поездки за границу
В 1899 г. Петр Бучкин первым учеником заканчивает Угличское городское училище и тогда же, тринадцатилетним мальчиком, уезжает в Петербург, где поступает в училище технического рисования барона Штиглица. Не имея достаточной материальной поддержки со стороны семьи, он не только учится, но и одновременно работает по вечерам на стройках города, причем второе никак не мешает первому. Уже на втором курсе он. самый молодой среди учеников, становится и самым лучшим учеником по успеваемости. Несомненно, сказалась здесь его угличская практика у местных мастеров-живописцев. Постепенно его работы стали выделяться, получать награды, начинающий художник принимает участие 1 в выставках Общества русских художников.
Для дальнейшего совершенствования своих профессиональных знаний и мастерства П.Бучкин поступает в 1904 г. в Высшее художественное училище при Академии художеств. А спустя год он уже занимается в мастерской профессора В. Матэ, выдающегося российского гравера, большого мастера реалистического рисунка. В доме В. Матэ постоянно бывали В.Серов, В. Васнецов, В.Поленов, М.Нестеров, с которыми Петр Бучкин, благодаря своему учителю, познакомился, что, конечно же, сыграло немаловажную роль в становлении его как художника, одухотворяло его на творческий поиск.
В 1912 Г. за большую серию офортов П.Бучкину было присвоено звание художника с правом поездки за границу на четыре года. В серию эту вошли листы с портретами артистов, художников и дру-

гих близких ему людей, а также рабочих, ремесленников, крестьян.
Проникнутый оптимизмом
В 1914 г. П.Бучкин пишет новую серию портретов, часть из них была напечатана в журналах "Нива", "Огонек", "Солнце России", "Зритель". Легкость и совершенство исполнения этих портретов обеспечили им успех у зрителей. Художник стал получать заказы от частных лиц и в течение двух лет сделал около ста портретных работ. Он пишет небольшие жанровые картины из крестьянской жизни, некоторые из которых экспонируются на выставке товарищества художников-передвижников.
Весь творческий путь художника в ту пору проникнут жизнерадостным оптимизмом. Об этом говорит также его картина "Неунывающие россияне", написанная в 1915 г. вопреки угодническим настроениям декадентов и показавшая "здоровый дух русского парода", верящего в свои силы. В начале 1917 г. он пишет акварели "Перед зеркалом", "Портрет исполнителя народных песен Мезенцова", которые были отмечены премией имени А.И. Куинджи..
Сразу после Октябрьской революции Бучкин решает послужить народу на более суровом поприще - на Балтийском флоте, в качестве матроса дивизиона подводных лодок, не прекращая при этом свою работу художника.
Демобилизовавшись, он с 1921 года работает в детском издательстве "Радуга",

заведуя художественной редакцией и иллюстрируя книги.
В тридцатые годы П. Д. Бучкин много внимания уделяет крестьянской теме, выступая как бытописатель советской деревни. Он часто бывает на новостройках, в колхозах, пионерлагерях, в частях Красной Армии. В 1935 г. вместе с группой художников совершает плавание по Волге, из которого привозит много этюдов и эскизов для картин.
В начальный период Великой Отечественной войны, в Ленинграде П.Бучкин продолжает свою работу художника-пропагандиста-просветителя. А в 1942 г. он эвакуируется в Углич, где продолжает работать по теме героической борьбы русского народа. Здесь им была закончена работа для большой картины "Обращение Кузьмы Минина к русскому народу". Живя в Угличе, он пишет ряд картин для местного музея: "Убиение царевича Димитрия", "Бой за овладение Угличским кремлем".
Вернувшись в Ленинград в 1944 году, он активно включается в работу отделения Союза художников, особенно его увлекает мирный труд людей. Он пишет много портретных полотен: "А.В.Суворов"(1950 г.), "Ф.И.Шаляпин" (1957 г.), "М.И.Калинин в мастерской народного художника РСФСР В.Н. Мешкова" (1952 г.), "А.М.Горький и Ф.И.Шаляпин" (1957 г.).
Профессор, педагог
Описание творческого пути Петра Дмитриевича было бы неполным без освещения его педагогической деятельности. Надо сказать здесь, что еще в 1917 году он был приглашен в Художественное училище Штиглица педагогом. С 1936 по 1940 годы он преподает в Академии художеств - сначала доцентом кафедры рисунка, а затем - профессором многих дисциплин. С 1947 г. он работает в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.М.Мухиной, где заведует кафедрой монументальной живописи. "Всестороннее изучение жизни - вот основа моих занятий с начинающими художниками. Без этого нельзя уверенно воспитывать нашу художественную смену", - говорил Петр Дмитриевич.
Воспитание сознательного, проверенного мыслью творчества - таково кредо педагогической деятельности П.Д. Бучкина. Он много внимания уделял методике художественного образования и воспитания, технике и технологии рисунка. Его многолетние опыты по созданию учебных рисунков и моделей, постоянное их использование в педагогической практике являются серьезным вкладом в педагогическую практику художественной школы.
В Углич Петр Дмитриевич приезжал часто в летнее, осеннее время до 60-х годов. Не столько отдыхать, сколько для работы. Им здесь были написаны картины "Хлеборобы", "Вид кремля с базарной площади", "Кремль с берега Волги", "Покровский монастырь", "Троицкий ручей" и множество других.
Город и округа - все отражено в картинах Петра Дмитриевича. Всего же передано им музею более 130 картин, этюдов, офортов.
Герман КУРОЧКИН.
Иллюстрации. Работа П. Бучкина "Старый Углич " (акварель); гравюра, сделанная его сыном Д. Бучкиным, "Домик Ворониных
в Угличе"


ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ БУЧКИН


4 февраля 1986 года исполняется 100 лет со дня рождения известного советского художника Петра Дмитриевича Бучкина.
Судьба его связана с двумя городами: маленьким провинциальным Угличем и столичным Петербургом-Ленинградом. Столетие соизмеримо в масштабе с жизнью человека и поколения, к которому он принадлежит. И в эти дни живая память людей, близко знавших и любивших Петра Дмитриевича, хранит его образ. В канун юбилея в адрес Угличского музея идут письма этих людей. Из Ленинграда: «Ленинградская организация художественного фонда РСФСР вместе с угличанами чествует и отмечает 100 летие со дня рождения Петра Дмитриевича Бучкина Многие художники Ленинграда — ученики Петра Дмитриевича, до сих пор с любовью и благодарностью вспоминают этого замечательного художника, жизнерадостного, умно го и доброго человека»...
Из села Михайловского от директора музея-заповедника А. С Пушкина С. Гейченко «4 февраля исполняется 100 лет со дня рождения замечательного русского советского художника Петра Бучкина. Мне выпало большое счастье познакомиться с ним еще в двадцатые годы. Он был другом многих ленинградских поэтов, писателей, художников, ученых. Я встречался с ним в мастерских художников Сварога, Веселова, Ушакова и многих других. Вместе с ним мы провожали покойного Есенина из Ленинграда в Москву. Он был частым и желанным гостем заветного Пушкинского Святогорья. Здесь он создал чудесные полотна, посвященные Пушкинскому Михайловскому и его округе. Он очень любил свою родину — славный город Углич и гордился им...».

ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ БУЧКИН родился 22 января (4 февраля по новому стилю) 1886 года в деревне Софроново Тверской губернии. Углич. куда переехала семья Бучкиных, стал второй, осознанной с тех пор, как будущий живописец «самостоятельно мог перейти улицу», и чтимой всю жизнь родиной.
Первоисточником богатейшего автобиографического материала служит книга П. Д. Бучкина «О том, что в памяти». В своих «записках» семидесятилетний художник обнаруживает несомненный литературный дар. Он пишет живо и непринужденно о жизни той, которая дастся только таланту. У него образная, эмоциональная, цепная на детали память художника.
Первыми учителями Бучкина в искусстве стали угличские иконописцы Яков Богомаз и Василий Михайлович Клевцов, К ним он повадился ходить маленьким мальчиком, часто навещал их, будучи уже студентом. Здесь все было знакомо: краски в деревянных ложках и кисточки разного размера, порядок и строгая последовательность в работе, которая шла быстро, без запинок, по выученному навыку. В. мастерской. В М. Клевцова, потомственного иконописца, впервые услышал Бучкин имена великих мастеров, Возрождения.
Впоследствии П. Д. Бучкин отмечал Сходство системы обучения живописи и рисунку учеников у иконописцев и в мастерских художников эпохи Возрождения, а затем в художественных академиях. «Ученичество начиналось с простейших подсобных операций: обработка досок, растирание красок, приготовление левкаса, кистей, угля для рисования, кальки и. тому подобное. В процессе работы постигались все стадии писания иконы: прорись, раскрытие тонов, рисование различных орнаментов, цветов, драпировок, шрифтов. Ученик переходил от простых. Задач к более сложным. Пройдя через все ступени, ученик, работал рядом с мастером, насколько позволяли его способности, достигал в работе совершенства своего учителя. Такой наглядный способ обучения давал, положительные результаты».
На всю жизнь запомнился П. Д. Бучкину и другой учитель—преподаватель русской словесности Угличского городского училища, краевед, автор книги «Ярославский край» Петр Андреевич Критский. От него— неугасающий интерес к истории города, к памятникам старины, все то, что в творчестве Бучкина-художника трансформировалось в иконографию архитектурного пейзажа Углича.
Привычным явлением для угличан конца прошлого века было появление в городе летом приезжих художников. Бывали в Угличе II. К. Рерих, М. В. Нестеров. К. Ф Юон. В Угличе познакомился П. Д. Бучкин с молодым В. Н. Мешковым, впоследствии народным художником РСФСР, дружба с которым продолжалась до последних дней его жизни. В. И. Мешков в числе первых отмечал трудолюбие Петра Дмитриевича и советовал ему учиться.
В 1899 ГОДУ после успешного окончания Угличского городского училища тринадцатилетний Бучкин впервые приехал в Петербург. Подго¬товка, полученная в мастерской В. М. Клевцова, оказалась достаточной для поступления в центральное училище технического рисования барона Штиглица. Здесь его учителями по рисунку и живописи стали А. Н. Новоскольцев, В. Е. Савинский,- Н. Р. Кошелев.
Пройдя общий курс, своей специальностью П Д. Бучкин избирает ксилографию и офорт, по классу которых преподавая известный гравер, действительный член Академии художеств В, В. Матэ, Одновременно посещает декорационную мастерскую, руководимую ди¬ректором императорских театров П. Б. Ламбиным изучает принципы декоративной композиции, совершенствуется в технике живописи клеевыми красками и акварели.
В 1904 году; получив серьезную профессиональную подготовку в училище Штиглица, П. Д. Бучкин поступает в Академию художеств. В конкурсе из 157 человек выдержали испытания 19. В, стенах академии велись нескончаемые споры о будущем живописи, Полемика шла среди студентов и среди учителей. «Академическая грамотность, основанная на преемственности традиций, уже не считалась обязательной. Искали новую технику, новые приемы рисунка и живописи, но в Чем это новое—никто не знал»,— вспоминает художник. Это было испытанием и одновременно закалкой для таких, как П. Д. Бучкин, молодых художников, приехавших из провинции.
Непоколебимо для учеников оставалось имя Павла Петровича Чистякова, выдающегося педагога, строгого и посдедовательго реалиста, воспитавшего в свое время Репина, Сурикова, Серова. Поленова, Васнецова, Врубеля, Кардовского, Савинского и других, «Для него — пишет Бучкин, посещавший мастерскую Чистякова,— в искусстве были два вопроса: «что» и «как». По его мнению, художник должен быть образованным в широком смысле гражданином своего времени прежде всего».
В 1012 ГОДУ совет Академии присудил П. Д. Бучкину звание художника и заграничную командировку за дипломную работу, в которую вошло около 50 работ: офорты-портреты, композиция, рисунки. Как напутствие вынес он из Академии совет В. А. Серова: «Иди своей дорогой. По своему чутью и разуменью».
Берлин. Париж. Рим Пиза. Флоренция. Милям. Турин. Верона и опять Парим; — академия заграничного путешествия, во время которого хотелось везде побывать, возможно больше увидеть и неудержимо хотелось работать самому.
В1914 году Бучкин вернулся в. Петербург. Кончились годы ученичества, впереди была самостоятельная творческая жизнь, в которой предстояло найти свое место, раскрыться как художнику со своим видением окружающего, своим определенным пластическим языком, своим кругом тем.
Развитию таланта молодого Бучкина способствовала - благодатная. почва: по возвращении из-за границы он был принят в члены Общества имени А. И. Куинджи. Здесь царила атмосфера всеобщего творчества и взаимообогащающего, общения, собирались художники и артисты — все яркое созвездие, имен, оставивших заметный след в искусстве. Работы, выполненные Бучкиным в этот период, являются, продолжением и дальнейшей разработкой ранних юношеских и затем студенческих тем. Он выполняет большую серию портретов артистов петербургских театров, которые печатаются в иллюстрированных журналах. «Нива», «Огонек», «Солнце России», «Аргус», «Зритель», пишет маслом небольшие жанровые картины Из крестьянской жизни, его акварели отмечаются премией имени А. И. Куинджи.
— После революция общество Куинджи не прекращает своей деятельности. Работали над оформлением революционных празднеств, делали плакаты, книжные иллюстраций,—вспоминает П. Д. Бучкин.
Не прекращал он рисовать и во время службы в Балтийском флоте, в дивизионе подводных лодок. По рисункам художников тех лет, по крупицам воссоздается общая картина величайшей всенародной эпопеи, С. Я. Маршак говорил о том, что каждому писателю и художнику нужно иметь свою губернию. Это понятие применимо к Бучкину во всех смыслах. Известный советский пейзажист A. А. Рылов в своих воспоминаниях пишет: «Петр Дмитриевич Бучкин — настоящий волжский русак из крестьян, коренастый блондин невысокого роста. Отличный парень, хороший товарищ, талантливый рисовальщик. Его бойкий штрих безжалостно передает сходство. Особенно хороши его живые наброски человеческих фигур, групп и даже целой толпы».
В 1920 году И. И. Бродский приглашает Бучкина в числе нескольких художников для зарисовок на втором конгресс Коминтерна. Сохранился билет-пропуск П. Д. Бучкина, позволяющим бывать всюду: на заседаниях конгресса, собраниях, митингах, празднествах. Здесь он мог увидеть и слышать Ленина, рисовать его.
ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ и десятилетия жизни, П. Д. Бучкина заполнены напряженной деятельностью, издательской, педагогичесной, творческой и общественной.
В 1921 — 1930 годах он заведует художественно-технической. редакцией детского издательства «Радуга».
Реалистической направленностью своих произведений в годы формирования советского изобразительного искусства П. Д. Бучкин. способствовал утверждению метода социалистического реализма в советской, живописи. Художник чутко откликается на все события тех бурных лет, пишет полотна на историко-революционную тему: «Выступление B.И. Ленина на апрельской конференции РСДРП», «Штаб Царицынской обороны», «Схватка рабочих Путиловского завода с полицией», «Ходоки у Ленина» и другие. Значительное место в творчестве Бучкина принадлежит произведениям на темы колхозной жизни: «Ночная молотьба», «Праздник урожая», «Поднятая целина», «Хлеборобы», «Песня».
Портретные работы П. Д. Бучкина—это образы советских людей, революционных деятелей, выдающихся полководцев, ученых, артистов, художников, писателей. Петр Дмитриевич много ездит по стране, рисует на новостройках, в колхозах, пионерских лагерях, частях Советской Армии. Многочисленные этюды и эскизы, привезенные из творческих командировок, используются им в картинах о жизни советских людей.
В годы Великой Отечественной войны, в блокадном Ленинграде и в эвакуации — в Угличе, художник продолжает работать ежедневно и целенаправленно. Его увлекает работа над большой исторической картиной «Воззвание Кузьмы Минина к русскому народу», созвучной грозному военному времени своим патриотическим пафосом и насыщенной милой сердцу художника стариной. В рабочих альбомах Бучкина бесконечное множество зарисовок. Портреты старожилов-угличан узнаваемы, но они не просто натурщики для художника, они — облюбованные им типажи, необходимые для выражения его чувств.
Всю жизнь Бучкин любил родные места, возвращаясь к ним из года в год. Лучшие его пейзажные работы созданы на основе этом устойчивой привязанности. Бучкин не искал в пейзаже аффекта, он мог годами рисовать один и тот же мотив в разных состояниях.
Маленькие шедевры Бучкина — архитектурные пейзажи старого Углича конструктивно построены в точно найденных ракурсах, соотношениях, в них он использует все неисчерпаемые возможности, которые таит в себе техника акварели для тонких колоритных разработок, изысканных тональных переходов.

НАЧАЛО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П. Д. Бучкина относится к 1918 году к работе в Художественном училище (б. Штиглица), где он был руководителем графического отдела. С 1936 по 1940 годы Бучкин преподавал в Академии художеств, был доцентом, а затем профессором кафедры рисунка. С 1947 года и до конца жизни П. Д. Бучкин заведовал кафедрой монументальной живописи. Ленинградского высшего художественно промышленного училища имени В. И. Мухиной.
Бучкин использовал в своей педагогической системе те (принципы обучения, которые ~ усвоил от своих учителей. Как и они, учил примером, сам выполнял все задания, которые давал ученикам.
За заслуги в области советского изобразительного искусства в 1956 году П. Д. Бучкину было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1970 году, через пять лет после смерти П. Д. Бучкина, в здании открытой в Угличе картинной галереи впервые экспонировались около 130 его работ: картины, акварели, офорты, рисунки, переданные в дар городу по завещанию художника.
Сегодня, отмечая столетние П. Д. Бучкина, мы должна помнить, что его жизнь — пример служения своей профессии, своему народу.

Н. СИГОВА, заведующая художественным отделом музея. ;
«АВАНГАРД» 3 стр. 1- февраля 1086 года.

Реклама :

Написать вебмастеру                                                                                                                          Гостевая книга на главной странице

Перейти на главную страницу                                                                            Желающим принять участие в данном проекте пишите.

Используются технологии uCoz