Исследовательская работа «Бессребреник земли угличской»  ( жизнь и творчество И.Н.Потехина )

 

Спонсор странички :

Исследование по теме: «Родословие
семей Сретенских, Титовых,
Потехиных».


Исследовательская работа
«Бессребреник земли угличской»
( жизнь и творчество И.Н.Потехина )

 

Работа выполнена на базе материалов семейного архива, УФГАЯО исполнитель Гаврилова Дарья
ученица 11 «К» класса СШ №5 г.Углич научный руководитель Гаврилова И.В. бухгалтер ООО «Берсони»
г.Углич 2008

   Как великая наша Россия славна и горда своими малыми и большими городами, так каждый отдельно взятый город её или населенный пункт славен людьми, живущими в нём. Эти люди - соль земли русской, они любят, берегут, украшают свою малую родину, воспевают её в своих произведениях. Для таких людей верна поговорка «где родился, там и пригодился». Наш рассказ будет про такого человека, скромного, интеллигентного, беззаветно любившего свой город и горожан, прожившего всю свою жизнь в Угличе и для Углича — про художника, учителя, краеведа Ивана Николаевича Потехина.
   Иван Николаевич был моим прадедом. Я родилась через 30 лет после смерти Ивана Николаевича в 1991 году. В нашей семье бережно хранится память о нём. К большому сожалению, для города Углича имя Ивана Николаевича после его смерти в 1961 году было забыто. Помнят о своём учителе его благодарные ученики, помнят люди, которым приходилось встречаться с ним, но помнивших Ивана Николаевича с каждым годом становится всё меньше и меньше.
   Нами была поставлена цель: воскресить для Углича и угличан имя их замечательного земляка. 29 декабря 2007 года исполнилось 115 лет со дня рождения Ивана Николаевича Потехина. К этой юбилейной дате по инициативе методиста по краеведению дома Детского творчества г.Углича Ольги Глебовны Ефимовой и при помощи моих родственников был подготовлен доклад «Бессребреник земли угличской», посвященный жизни и творчеству И.Н.Потехина. В этом докладе мы попытались раскрыть все грани его самобытного таланта, попытались рассказать о нём и о времени, в котором он жил.
   Эпиграфом к этому докладу я взяла строки из книги «Дневные звёзды» советской поэтессы Ольги Фёдоровны Берггольц, строки из главы, которая называется «Рисунок пером» ( в этой главе Ольга Фёдоровна рассказывает о встрече в 1953 году в г.Угличе со своим старым учителем рисования И.Н. Потехиным ).
   « О, какое большое время уложилось в жизнь каждого из нас, какое большое! Его хватило бы на несколько поколений, а приняло его одно...
Сколько событий, сколько горя и радости, неразрывных с горестями и радостями всего народа...» Берггольц О.Ф. Дневные звёзды
 

   Часть 1. Мои предки - коренные угличане из рода Потехиных

   Мир людской - словно цветущий луг... Цветёт он характерами, талантами, подвигами человеческими. Кто же были предки Ивана Николаевича? В какой семейной атмосфере сформировался его характер? На эти вопросы мы попытались ответить с моим педагогом Ольгой Глебовной и моей мамой Ириной Валентиновной внучкой Ивана Николаевича. Работа в семейном архиве и около года кропотливого труда в угличском городском архиве с такими документами, как исповедные росписи, метрические книги, книги брачных обысков Леонтьевской и Петропавловской церквей города Углича, дали положительные результаты.
   Самым далёким нашим предком, из тех, кого мы пока узнали, оказался купец Александр Александров сын Потехин 1748 года рождения. Первоначально все Потехины жили на правом берегу - на Большой стороне и были прихожанами Петропавловской церкви. В семейном архиве мы обнаружили грамоту на покупку земли Александром Александровым сыном Потехиным на Малой стороне Углича в 68 квартале на углу Леонтьевской. Эту землю мой предок покупает, чтобы построить на ней дом в срок 3 года. Дом был успешно построен, так как все Потехины по нашей линии живут уже на левом берегу. У Александра Александрова было 4 сына: Григорий, Лев, Иван и Александр. Паш прямой предок - это Лев Александров Потехин 1788 года рождения. У Льва было в свою очередь тоже 4 сына: Григорий, Иван Большой, Иван Меньшой и Василий. Все они являются прихожанами Леонтьевской церкви. К сожалению этой церкви уже нет, она была разрушена в 30-х годах XX века во время строительства Угличской ГЭС. Наш прямой предок - унтер-офицер Иван ( Большой ) Львов Потехин 1807 года рождения. Где служил Иван Львов, в каких боевых действиях принимал участие как унтер-офицер, мы пока не знаем, но то, что женился он лишь в 40 лет на Пелагее Никифоровой 20-ти лет, мы установили. У них родилось трое детей: дочь Александра, сын Илья и сын Николай 1858 года рождения. Николай Иванов Потехин является отцом моего прадеда Ивана Николаевича.

   Часть 2. Семья

   Большое счастье, что Иван Николаевич оставил нам дневниковые записи своей биографии. Он сам лучше всего расскажет нам о своей семье: «Родился я в Угличе 17 ( 29 ) декабря 1892 года на Малой стороне в семье сапожника Потехина Николая Ивановича. Мать моя, Анна Федоровна, из рода Беляевых, тоже угличан с левого берега. Всего детей в семье было 17 человек, в живых осталось только 8 человек, из них мужчин один я, остальные - сестры. Записываю имена всех моих сестер по старшинству: Пелагея, Анна, Александра, Маремьяна, Елена, Капитолина, Клавдия. Отец мой, Николай Иванович, был совсем неграмотный, мать, Анна Федоровна, умела только читать. Мать моя всю свою жизнь работала на писчебумажной фабрике, которая стояла на реке Корожечна. Рабочий день в то время был 12 часов, и только 1 час давался на обед. Я помню, как мать моя прибегала с фабрики, чтобы покормить самых маленьких детей, а мы, постарше, часто оставались, не поев до вечера. Только по воскресеньям мы собирались всей семьёй, сидели за большим длинным столом, обедали из одного большого блюда деревянными ложками. Ели обычно щи или похлёбку. В начале обеда мы все получали по ломтю хлеба, резал хлеб, как полагалось старшему - отец. Он же подавал команду, стукнув ложкой по краю блюда, можно начинать есть. Ели сначала сверху, не задевая со дна мяса, и только по второму стуку, ложкой о край блюда, мы наперегонки тащили со дна гущу и мясо. Тот, кто нарушал установленный порядок, получал по лбу ложкой. На второе картошка или каша гречневая с кусковым сахаром, по куску каждому. Добавок не полагалось».

   Часть 3. Отец.

   «Отец мой, Николай Иванович Потехин, был сапожником. С малых лет он обучался этому ремеслу у своего родственника, тоже сапожника. Отец был неграмотным, но довольно бойко считал на счетах, обладал хорошей памятью. Большой любитель пения, он пел в церковном хоре. Помню в детстве, когда я научился в школе читать и писать, читал вслух по просьбе отца книги. Это чтение происходило главным образом в долгие зимние вечера. Отец работал, я читал ему. Часто я засыпал, и отец меня поправлял, когда я сквозь сон читал одно и то же место несколько раз или читал и путал слова, говорил всякую чепуху, тогда отец, видя, что я утомился, отправлял меня спать.
   Любовь к книгам и знанию, у отца была исключительная. Он часто сетовал, что его не обучили грамоте. Мечтой его было стать дьячком, не потому, что он был религиозным, а потому, что в его представлении дьячки и попы были грамотными, умели читать, знали ноты.
   Трудолюбие и природные способности помогли ему стать хорошим мастером своего дела. Он имел хорошую репутацию и как сапожник славился на всю Малую сторону г.Углича, к нему приходили заказчики и с Большой стороны.
   Любовь к природе, рыбной ловле, охоте у него была с малых лет; часто, устав от работы, он уходил на рыбалку, брал меня с собой на Корожечну или на Волгу. Мне эти выходы на природу доставляли большое удовольствие.
   Окончив 3-х классную школу, я поступил в Угличское городское 4-х классное училище. Оно находилось тогда на Большой стороне Углича в доме Зиминых на Воскресенской площади. Из библиотеки училища я стал брать для чтения книги. Любил отец слушать исторические книги про народных героев, про Ермака Тимофеевича, Степана Разина, Емельяна Пугачева и других. Особенно ему нравились рассказы и повести А.М.Горького: «Мать», «В людях», «Мои университеты», «На дне» и другие. Отец понимал и любил его произведения, они были близки ему, его трудной, тяжелой жизни ремесленника.
   Отец очень уважал умных, образованных людей, и когда я выразил желание после окончания городского училища поехать учиться в художественное училище, он всячески поощрял и поддержал эту мою мечту».

   Часть 4. Годы учебы в городском училище ( 1902-1910 г.г. )

   «Способности к рисованию у меня определились уже более ясно, когда я стал учиться в городском училище. Учитель рисования Малинин В.А. советовал мне по окончании училища ехать учиться в художественное училище. Эта мечта окрыляла меня долгое время, но в жизни осуществить её в то время было не так просто. Учиться легко было в то время только богатым, а бедным - ремесленникам, рабочим, крестьянам - учёба особенно в высших учебных заведениях была недоступна. Об этом положении я знал из рассказов старших моих товарищей по школе и учителей.
   Хорошую память о себе оставили мои учителя городского училища: Проворов Н.Н., Малинин В.А., инспектор училища Фролов К.Н..
   Одним из первых учителей, которые советовали мне ехать учиться рисованию в художественное училище, был Проворов Н.Н., выдающийся учитель, он не был чиновником, как многие учителя того времени. Историк по специальности, он проводил уроки интересно, содержательно, хорошо говорил и часто показывал нам картины - пособия по истории. Уроки истории я очень любил, слушал с большим вниманием. Интерес к истории у меня остался на всю жизнь, не случайно я впоследствии стал увлекаться историей Углича, археологией, архитектурой.
   В городском училище были уроки рисования и черчения, но, к сожалению, методы преподавания были в то время старые, «допотопные». Новый учитель рисования Малинин В.А. внёс новую свежую струю в уроки рисования. Мы стали рисовать с натуры различные предметы домашнего быта, натюрморты, геометрические тела и гипсовые орнаменты. В.А. Малинин не ограничивался только уроками рисования, он проводил занятия в кружке рисования. Я очень любил эти занятия, на них я впервые стал рисовать акварельными красками. В.А. Малинин часто брал меня с собой на любительские спектакли, где я помогал ему писать декорации.
   В 1910 году я окончил городское 4-х классное училище. По совету своих учителей я поехал в Петербург с одной надеждой - поступить в художественное училище при Академии художеств».

   Часть 5. Годы юности. Санкт-Петербург (1910-1918 г.г.)

   Отсутствие денег на учебу заставило Ивана Николаевича поступить в рисовальную школу, где он учился вечером, а днём искал всякую черновую работу, работал учеником в столярной мастерской. Накопив денег, Иван Николаевич поступает в подготовительную школу, а затем уже в художественное училище барона фон Штиглица. Учителя Потехина - художники Савицкий, Бруни, скульпторы Харламов, Манизер.
   Во время учёбы Иван Николаевич подрабатывает статистом в Мариинском театре, ему посчастливилось не только видеть и слышать на сцене театра великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина, но даже беседовать с Шаляпиным. Случилось это в 1915 году, когда Фёдор Иванович готовился к постановке оперы «Борис Годунов». Узнав, что в театре работает статистом студент из Углича, Фёдор Иванович пригласил к себе Ивана Николаевича и вёл с ним беседу, спрашивая того об угличском музее, об экспонатах музея, сохранившихся со времени царевича Дмитрия и Бориса Годунова. Про эту встречу Иван Николаевич рассказывал корреспонденту ярославского радио в 1961 году. В нашем домашнем архиве хранится плёнка с записью голоса Ивана Николаевича, восстановленная в 2007 году его внуком Александром.
   Иван Николаевич, живя в Петербурге, был свидетелем бурных событий 1917 года. Выходец из многодетной, бедной, мещанской семьи, он сделал для себя окончательный выбор - на чьей стороне быть во время Великой Октябрьской Социалистической революции. Он вместе с русским народом, за Революцию. После того, как Иван в 1918 году заканчивает учёбу в училище и получает диплом преподавателя графических искусств, решает ехать домой, в Углич. Он должен быть педагогом, должен помогать детям познавать мир, учить их прекрасному, доброму, вечному. То, что не смогли получить в своё время его неграмотный отец и мать, то, чего не имели его сестры, должно быть у маленьких угличан.
   По приезде домой Иван сразу устраивается на работу учителем рисования и черчения в СШ №1 и №2, в Новинской учительской семинарии (позже переименованной в угличское педагогическое училище ). Он самозабвенно занимается с детьми, живет своей работой.

   Часть 6. В рядах Красной Армии ( 1918-1919 г.г. )

   Проработав в родном городе несколько месяцев, Иван Николаевич осенью 1918 года был мобилизован в ряды Красной Армии от Союза работников просвещения. Об этом времени он пишет так: « Мне было тогда 27 лет. Вместе с другими товарищами из Углича я отправился защищать молодую Советскую власть от белогвардейцев и иностранных интервентов. Армии Деникина и Колчака двигались по направлению к Москве, был взят Орёл, Тула. Я и мои товарищи были направлены на Деникинский фронт, в запасный полк, который стоял под Г.Владимиром. Здесь я почувствовал дыхание войны, по вечерам доносился гул наших и вражеских орудий. Прибывали раненые с фронта. Через Владимир проходили эшелоны с вновь мобилизованными красноармейцами. Тёмная, дождливая осень, на душе было тяжело и обидно, наша Красная Армия под напором превосходящих сил белогвардейцев отступала. Было холодно и голодно, но, несмотря на недостатки в обуви, питании и оружии настроение у красноармейцев было бодрое. На лицах молодых и старых бойцов было написано: «Не отдадим Москвы, не отдадим Советскую власть». Мы читали газеты и листовки с обращением В.И. Ленина к красноармейцам и рабочим с призывом о необходимости напрячь все силы на отражение врага и изгнание его из нашей страны - страны рабочих и крестьян. Вдохновлённые общей идеей победы над врагом, бойцы Красной армии отбросили и выгнали белогвардейские банды за пределы нашей страны.
   В Красной армии я был простым рядовым пулемётной команды. Как специалисту художнику мне было предложено оформить полковой клуб и организовать армейскую полковую изостудию, также проводить агитационную работу среди красноармейцев в тылу и на фронте. Я и мои два помощника, тоже учителя, вешали на стенах вагонов, идущих на фронт, карикатуры на Деникина, Колчака, Врангеля и других царских генералов».
   Спустя много лет Иван Николаевич с теплотой вспоминал о своих однополчанах, простых русских мужиках, рабочих и крестьянах, пожилых и совсем ещё молодых пареньках, стойко переносивших тяготы военного лихолетья. Иван Николаевич в своих воспоминаниях писал, что в перерывах между боями эти бородатые русские мужики садились за мольберт и грубыми мозолистыми руками старались рисовать с натуры.

   Часть 7. «Рисунок пером»

   Наконец в 1919 году Иван Николаевич возвращается в родной Углич. Дома его ждут отец, мать, сестры. Он продолжает прерванную на время работу в Педагогическом училище. Теперь, на своей малой родине, в окружении любящих его родных, встретившись с друзьями детства, он, наполненный богатыми знаниями и разнообразными впечатлениями, должен реализовать себя, отдать свои знания и умение людям. Ему очень хочется помочь угличанам изменить их окружающий мир, пробудить в них жажду к познанию нового, привить им желание созидать.
   Как раз в этот период жизни Ивана Николаевича судьба сводит его с маленькой девочкой по имени Оля. Она не местная, приехала с младшей сестрой и матерью из революционного Петрограда. Иван Николаевич преподаёт в классе, где учится девятилетняя Оля во второй школе в 1919-1920 году. Много позже, через тридцать лет, известная советская поэтесса Ольга Федоровна Берггольц возвратится в любимый ею «город детства» Углич, найдет дом в Пионерском переулке, где живет её добрый учитель, проведёт несколько часов за чашкой чая в уютной, тёплой обстановке, беседуя с Иваном Николаевичем, вспоминая те далёкие, жестокие, но столь милые впечатлительному детскому сердцу года. Посмотрит работы своего учителя, пройдётся с ним по городу и уедет из Углича. Она больше не сможет побывать в городе, который часто снился ей, она напишет замечательную книгу «Дневные звезды», где расскажет об этой поездке, о встрече с Иваном Николаевичем Потехиным.
   « Я сначала отыскала одного старого своего учителя, учителя рисования. Он не помнил меня, конечно. Но я вспомнила и даже узнала его, когда пришла в его кирпичный домик на самом берегу Волги.
   Иван Николаевич Потехин, художник, старожил-угличанин, мой старый учитель рисования, одну за другой показывал мне акварели, этюды маслом, рисунки карандашом и пером, изображающие старый, сказочный Углич, и вдруг так запросто и положил перед глазами этот тонкий рисунок пером, а на нём - детство, зима, счастье, на нём то, что снилось долгие годы, заветное место, к которому я так и не могла дойти во сне и не дошла наяву... А оно, оказывается, живо. И вот глядит на меня всей своей не уходящей прелестью. Оно живо, оно сохранено старым художником - этот корпус с нашим окошком, выходящим к липам и зимнему дворику. Как догадался он, что этот скромный рисунок так нужен будет чьему-то сердцу? Радость встречи этой, подаренной искусством, была, вероятно, глубже той, которую ждала я от жизни...». Ольга Фёдоровна подарила Ивану Николаевичу свою книгу «Первороссийск» с автографом. Эта книга находится в семейном архиве дочери художника Татьяны Ивановны Потехиной.
   Я думаю, что мудрая фраза «красота спасёт мир» была девизом в жизни Ивана Николаевича. Родители щедро наделили своего сына неуёмной энергией, жизнелюбием, необыкновенной работоспособностью, добрым сердцем и не проходящим на протяжении 68 лет его жизни желанием учиться самому и отдавать свои знания другим.

   Часть 8. Краевед - археолог

   По возвращении в Углич в 1919 году Иван Николаевич активно включается в работу местного краеведческого кружка. Читаем архивные документы: « На основании распоряжения Ярославского губернского музейного управления №263 от 27 февраля 1928 года при Угличском музее создан в мае 1928 года краеведческий кружок. В него входили: Гусев А.К., Потехин И.Н., Троицкий В.Ф. - секретарь кружка, Кураев - от педтехникума, Комаров - школа 2-й ступени, Улисов и др. всего 10 человек».
   Тридцатые годы - это время грандиозных строек и небывалых преобразований в СССР. Правительством было решено перегородить Волгу около Углича и Рыбинска плотинами, строить ГЭС, создавать рукотворные моря. По специальному заданию Волгостроя члены краеведческого кружка провели в период с 1929 года по 1933 год большую работу по выявлению и уточнению природных ископаемых на территории угличского района. Читаем дальше архивные документы: « Было проведено 16 экспедиций, обследован 51 населенный пункт, обнаружены значительные залежи ископаемых: гравия, строительного камня, кварцевого песка, глины, охры, извести, торфа, бурого железняка, соляные источники. Наиболее активными участниками экспедиций были: Ухов, Потехин, Троицкий, Куклин, Догель. Ими было составлено 14 описаний найденных ископаемых и передано Волгострою. Проводились экспедиции по изучению района, его растительного мира, археологии, геологии».
   На протяжении всей своей жизни Иван Николаевич серьезно занимался археологией и геологией. До самой своей смерти он постоянно ходил в экспедиции со своими учениками, его приглашали присутствовать во время раскопок профессиональные археологи из Москвы и Ленинграда. Предоставим слово самому Ивану Николаевичу, пусть он сам расскажет о своих находках :
   «Район села Золоторучья является местом интересных и ценных археологических находок. На сравнительно небольшой площади вблизи Углича находятся в земле археологические памятники различных исторических эпох. В нескольких стах метрах от села были найдены славянские селища и недалеко кладбище 12-13 веков. Рядом с ним в толще земли археологами были обнаружены древние поселения так называемого Дьяковского времени 3-6 век и Фатьяновского времени 2 тыс до н.э. На ещё большей глубине учёные нашли остатки стоянок людей эпохи Неолита ( нового каменного века 3 тыс лет до н.э. ) Чем дальше продвигались археологи в глубь земли, тем интереснее становились находки.
   В июле 1957 года тут же археологом Д.А. Крайневым были обнаружены на глубине 2,5 метра следы наиболее древнего поселения людей в нашем крае. Были найдены кремниевые орудия, ножички, скребки, резцы, кости животных, зола, угли... По мнению Д.А. Крайнова, в нашем районе люди уже проживали в конце ледникового периода.
   В этом же 1957 году экспедицией Государственного исторического музея под руководством кандидата исторических наук М.В. Фихнер и археолога В.А. Мальм были произведены раскопки селища и курганов у Грехова ручья. Как показали раскопки селище и курганы относятся к 10-13 векам. При раскопках было найдено много ценных исторических вещей, раскрывающих высокую культуру и технику древних славян: железные ножи, наконечники стрел, остроги, серпы, женские стеклянные и металлические украшения: бусы, серьги, браслеты, монеты и другие предметы.
   Изучение истории Угличского края немыслимо без непосредственного участия местного населения, краеведов и школьников.
   Отдельные граждане уже помогли науке. В.А. Петухов, С.П. Чернухин сдали найденные ими древние каменные топоры, молотки в музей, С.П.Жуков передал 12 штук старинных монет. Совместными усилиями учёных и населения история Угличского края будет всё более и более ясной для нас.»
   ( «Из глубины веков» «Коллективный труд» №89 28 июля 1957 год ).

   Часть 9. Краевед - геолог

   Иван Николаевич не только присутствовал при проведении археологических экспедиций, но и сам занимался поиском полезных ископаемых в нашем районе, поэтому его можно уверенно назвать краеведом-геологом. В многочисленных статьях в местную прессу он писал о своих результатах.
   «В нашем районе имеются промышленные ископаемые, имеющие промышленное значение: кварцевый песок, гончарные и кирпичные глины, торф, болотная железная руда, фосфориты и другие ископаемые. По берегам рек, ручьев обнаружены окаменелости, аммониты, белемниты, кости животных - мамонтов, гигантских оленей, буйволов, отпечатки рыб и животных, живших много тысяч лет тому назад. Выходы глины, кварцевого песка были обнаружены нами, краеведами, ещё в 1923-1924 годах по реке Волге у Грехова ручья, Корожечне у Орлецкого ручья, по реке Улейме и других местах. В 1951 году мне удалось найти выход чёрной и белой глины в новом месте, недалеко от Углича в осыпи берега реки Волги. Из этой глины я сделал несколько скульптурных изделий. При обжиге в гончарной печи глина оказалась устойчивой, красивой, по цвету белой и светло-оранжевой. Как оказалось позднее, глины принадлежат к каолинам, годным для фарфорового и керамического производства. Осенью 1951 года я с учениками - членами кружка, привёз эту глину для лепки. Из неё был вылеплен ряд художественных изделий и скульптур... Необходимо поставить вопрос об организации керамического производства художественных изделий, посуды, изразцов для облицовки печей, черепицы и так далее».
   ( Н.И. Потехин преподаватель педучилища, газета «Коллективный труд» 20 апреля 1952 год).
   « В 1935 году во время строительства ГЭС вблизи Углича была обнаружена гончарная печь, где обжигалась гончарная посуда и изразцы. Печь, как показывают археологические исследования, была построена и эксплуатировалась в 17 веке.
   История говорит, что в Угличе были прекрасные мастера - замечательные умельцы керамического производства. Возродить их былую славу - задача их потомков, людей нашего поколения. У нас в районе есть прекрасный для этого материал. Около деревни Баскачи,  Высоковского сельсовета, были обнаружены огромные запасы серой глины (каолина). Изделия из этой глины обладали большой прочностью и водонепроницаемостью.
   К сожалению, моё предложение об использовании этой глины для производства гончарной посуды, изразцов не нашло поддержки у тогдашних руководителей промкомбината... Я считаю, что древнее гончарное производство нельзя списывать в архив. Горпромкомбинату, городскому и районному Советам, плановым органам надо подумать о возрождении в нашем районе гончарного и керамического производства на базе местных сырьевых ресурсов... Разумно использовать это сырье - долг всей общественности.»
   (газета «Коллективный труд» № 828 июля 1956 год).
   Его позиция была такая: всё, что им найдено, узнано — всё это должно приносить пользу народу, должно украшать и облегчать жизнь людям. Он тяжело переживал равнодушие и непонимание властей по вопросу о применении в производстве глины, которую он нашёл. Иван Николаевич с большим энтузиазмом занимался в кружках лепки с детьми. С надеждой глядя на подрастающее поколение, он верил, что его ученики обязательно найдут применение его каолиновым глинам в будущем. Его открытие пригодится угличанам.

   Часть 10. Краевед-историк

   Иван Николаевич после службы в рядах Красной Армии никогда надолго не покидал свой Углич. На его глазах быстро происходили изменения в жизни родного города. Из маленького, сонного городка на Волге, «сотканного из ветхих сказаний и легенд» Углич становился промышленным, в 1936 году была построена железная дорога до Калязина, связавшая Углич с Москвой, велось строительство механических мастерских, ставших потом ремонтно-механическим заводом, воздвигалась по тем временам мощная в 110 тысяч киловатт ГЭС. Углич начинал жить новой социалистической жизнью. Наряду с жизнью созидательной, происходили процессы разрушительные. До Великой Отечественной войны в городе было разрушено половина церквей, в том числе была разрушена Леонтьевская церковь, в которой крестили Ивана Николаевича. Окрылённый коммунистическими идеями советский народ смотрел только вперёд, в светлое будущее, создавалось впечатление, что всем хотелось напрочь зачеркнуть всё, что было в прошлом. Иван Николаевич как будто боялся, что в азарте революционных идей люди навсегда вычеркнут из памяти прошлое своей великой страны. Он самозабвенно занимается изучением истории родного края. Он «заражает» своим энтузиазмом детей и взрослых. Он, работая в архиве со старыми документами, доводит до широких масс такие интереснейшие исторические факты из жизни Углича, о которых до него никто не знал. До сих пор экскурсоводы рассказывают туристам про чудо-город, срубленный в окрестностях Углича и сплавленный по Волге к Казани. Это была чудо-крепость Свияжск, при помощи её Иван Грозный успешно захватил Казань. Про Петухов камень, о котором говорят, что будто бы А.С. Пушкин для своей «Сказки о Золотом петушке» заимствовал угличскую легенду. Рассказывают про таинственные провалы на территории кремля.
   В конце 50-х годов впервые за годы Советской власти Угличский исторический музей подготовил к выпуску два первых сборника «Исследования и материалы по истории угличского Верхневолжья». Во втором выпуске этого сборника за 1958 год была опубликована статья И.Н. Потехина «Две угличские легенды» ( про загадочные провалы в Кремле и про «петухов камень» ).
   В сороковые-пятидесятые годы, когда, наконец, было закончено повсеместное разрушение памятников истории и культуры русского народа, а оставшиеся уцелевшие исторические памятники использовались не по назначению и полностью были брошены на произвол судьбы, Иван Николаевич бьёт тревогу по поводу сохранения культурного наследия древнего Углича. Он пишет в Государственный комитет совета Министров РСФСР в отдел по делам строительства и архитектуры ( письмо-ответ от 15 мая 1957 года), пишет в «Литературную газету» ( письмо-ответ от 3 октября 1956 года ) о выделении средств на реставрацию памятников, пишет академику И.Э.Грабарю ( письмо-ответ от 25 июля 1956 года ) по вопросу охраны памятников культуры Углича. Он, как председатель «Общества охраны памятников истории и культуры» города со своими товарищами стучится во все двери, не давая спокойно существовать чиновникам от культуры. И, надо сказать, общими усилиями неутомимые угличские краеведы добиваются положительных результатов. В 50-е годы в Угличе был взят под охрану государства стремительно разрушающийся бывший Воскресенский монастырь. С конца 50-х годов по начало 80-х над этим памятником истории и архитектуры середины XVII века, творением ростовского митрополита Ионы Сысоевича, так называемой «генеральной репетицией перед строительством ростовского митрополичьего двора», были проведены большие реставрационные работы. Начали с укрепления фундамента специальными смолами, потом восстановили стены и купола. Сейчас действующий Воскресенский монастырь - гордость Углича, место паломничества туристов.
   Иван Николаевич активно помогал Пуришеву И.Б. в составлении первого путеводителя по Угличу. Этот путеводитель вышел в свет в 1960 году. В этой книге есть статья про него. В последующих путеводителях, вышедших после смерти Ивана Николаевича, места для человека, отдавшего своё горячее сердце родному городу, уже не нашлось, как, впрочем, были забыты и другие интересные личности -уроженцы земли угличской.
   В бурном круговороте событий, происходивших в период после Революции, отдельно взятая личность терялась в общей массе людей, идущих к победе Коммунизма. Иван Николаевич очень бережно и трепетно относился к сохранению памяти о людях, ушедших из жизни, но оставивших определённый след после себя. В городской газете «Коллективный труд» периодически появлялись его статьи под рубрикой «Наши земляки»: про Александра Константиновича Гусева самородка-поэта, первого директора краеведческого музея после революции ( «Крестьянский поэт А.К. Гусев» июль 1959 год ), про Сергея Николаевича Кошкарова пламенного поэта-демократа, работавшего в судебном ведомстве в Угличе в начале 20 века, умер С.Н. Кошкаров от тифа в 1919 году ( «Поэт Сергей Николаевич Кошкаров» август 1958 год ), в статье «Палата Угличских удельных князей» Иван Николаевич подробно написал про судьбу самого древнего памятника архитектуры в нашем городе, про реставрацию палат ( август 1961 год ).


   Часть 11. Краевед-художник

   По образованию Иван Николаевич был художником. С детских лет неизгладимое впечатление на него производил вид родного Углича, этого города с «лесом церквей и колоколен», «сказочного ларца», «города-сказки, города-радуги», как в разное время писали про Углич поэты и писатели. Размах и широта просторов великой русской реки Волги, красота местных пейзажей - всё это вдохновляло на творчество Ивана Потехина. Около 200 работ маслом написано Иваном Николаевичем за свою жизнь. А акварели, графика, рисунки пером и обыкновенными цветными карандашами? Их множество... К большому сожалению не все работы сохранились. Много картин писал Иван Николаевич по заказам музеев Ярославля, Углича ( заметка «Над чем я работаю» ) Это картины на историческую тему: «Угличский кремль в XVII веке», «Оборона Ярославля в 1609 году», «Монастырь-феодал», «Сходка рабочих», «Заговор рабочих». Писал портреты: «Мать», «Портрет отца», «Девочки», «Молодое поколение советской страны». Неоднократно под его руководством устраивались выставки самодеятельных художников ( приложения ). В 1947 году и в 1958 году на территории исторического музея были проведены персональные выставки Ивана Николаевича. Многочисленные отзывы, записанные посетителями в книге музея, дают представление о том интересе, который вызвала эта выставка не только у специалистов-художников, но и широких слоев трудящихся. Вот некоторые из отзывов: «Картины художника И.Н.Потехина радуют свежестью красок и согреты чувством любви к своей малой Родине» ( экскурсанты из Москвы ). «Графика приводит меня, инженера, в восторг своей удивительной чёткостью и точностью» ( инженер г. Таллин ).
   Как болело сердце у угличского краеведа за памятники истории и культуры, которые один за другим разрушали на его глазах а 20-30-е годы. Он стремится запечатлеть на полотне Углич-уходящий. Церкви Параскевы Пятницы, Леонтьевская, Введенская, Покровский монастырь остались теперь в памяти старожилов г.Углича и на картинах Ивана Николаевича Потехина. Нет, не за прошлое держался старый художник, запечатлевая и этот угол монастырского двора, и стоящий теперь на дне Угличского водохранилища Паисьевский монастырь 15 века, фиксируя облик Углича до возведения рядом с ним плотины, гидростанции, шлюза. О потомках, о будущем думал он...». (О.Ф.Берггольц«Дневные звёзды»).
   В домашнем архиве дочери художника Т.И. Потехиной хранится много фотографий с видами памятников архитектуры Углича. Сам Иван Николаевич не фотографировал, эти фотографии по его просьбе делали его товарищи-преподаватели педагогического училища. Трепетное, чуткое к прекрасному сердце, цепкий, внимательный взгляд, Иван Николаевич находил красоту и гармонию образа там, где другой человек равнодушно проходил, не замечая ничего. Сколько дорог и сельских тропинок было исхожено любознательным краеведом и его юными помощниками в поисках дивных творений народного деревянного творчества. Много зарисовок «резного узорочья» на русских избах было сделано Иваном Николаевичем. Его мечтой было издание иллюстрированного рисунками альбома с видами резных украшений на жилищах. К большому сожалению положительного отклика на свою инициативу он не получил. Альбом так и не был издан. В домашнем архиве сохранились лишь зарисовки и эскизы к этому альбому.

   часть 12. Краевед-писатель.

   Как уже упоминалось в докладе, Иван Николаевич постоянно печатался в городской газете «Коллективный труд», написал две книги по методике преподавания, писал в различные столичные издания. У него выработался своеобразный стиль письма. Вот пример его литературного творчества.

«Зуб мамонта или как я стал краеведом»

   Налетевший порывами ветер рябил воду. Рыба ловилась плохо. Утренний клёв кончился, но уходить с реки не хотелось. Я повыше засучил штаны и почти по колено забрёл в воду, авось, там, на глубине, может что-нибудь и клюнет. Юркие пескари скользили в песчаной мути и тихонько задевали ноги. Их игру было интересно наблюдать, да и делать-то, собственно говоря, было нечего. Попытка поймать их кончилась неудачей. Они ловко увёртывались от ладони и исчезали в глубине.
   Какой-то серый предмет с ребристой поверхностью виднелся около ног. Вероятно, это просто рябит вода и искажает поверхность камня, - подумал я и ковырнул его удилищем.
   - Нет, это не камень. Но что тогда?
   При помощи конца удилища я вытащил предмет, отдалённо напоминавший большой коровий зуб. На струящейся поверхности отчётливо виднелись рёбра, совсем как у зуба коровы. Это был зуб мамонта.
   Отодрав ракушки и обмыв свою неожиданную находку, я выбежал на берег.
   - Эй, паренёк! Как дела?- спросили меня мужики, ожидавшие парома, и от нечего делать, наблюдавшие мою ловлю и ковыряние в воде.
   - У тебя, вроде, камни начали клевать, - с острил кто-то из них.
   - Камни? Нет, ошибаетесь, посмотрите, что это.
   - Конечно, камень, только его обточило водой. Вон какие загогулины промыло.
   Крестьяне без особого интереса вертели в руках находку.
   - Разве мало их попадается на Корожечной?
   - Таких камней - мало. Да это и не камень, а зуб мамонта, - торжественно сказал я.
   - Это какой же такой, мамонтовый? - недоверчиво спросили они.
    Я рассказал, что сотни тысяч лет тому назад здесь всё было по-другому. Росли густые леса, а в них жили громадные звери, покрытые густой шерстью и имевшие длинные и загнутые бивни. Питались они зеленью, кустарником, а, иногда, обгладывали верхушки небольших деревьев.
   - Пройдет вот такая семейка мамонтов и от целой рощицы не останется и следа -, добавил я.
   С изумлением слушали крестьяне доморощенного лектора. Особенно им понравилась моя последняя фраза.
   - Вот это здорово. Целую рощу могли съесть, подумать только! А сейчас почему их нет?
   Я продолжал свою импровизированную беседу-лекцию и рассказал всё, что знал о мамонтах. Слушатели готовы были сидеть со мной хоть до вечера, но мой запас сведений о мамонтах скоро иссяк. Мы расстались очень довольные друг другом.
    Придя домой, я перечитал учебники по истории, попытался раздобыть литературу о мамонтах. В то время это было сделать трудно.
   Много лет прошло с тех пор, но это происшествие свежо в памяти. Как сейчас помню, реку Корожечную, группу крестьян, внимательно слушавшую двенадцатилетнего мальчугана.
   Конечно, сейчас любой крестьянин знает о мамонтах, но всё это происходило более чем пятьдесят лет тому назад, тогда крестьяне были не те, мало, что знали они, больше верили разным сказкам и бредням. Верили, например, что так называемые «чёртовы камни» часто попадавшиеся на берегах Волги, след от удара молнии. А теперь каждый школьник знает, что это останки древних моллюсков-белемнитов и аммонитов.
   Придя в школу на следующий день, я показал свою находку товарищам. Об этом проведал наш школьный поп и долго поучал меня.
   - Богомерзкими делами занимаешься, - говорил он, стукая пальцем мне по лбу. - Выкинь сей зуб и не таскай всякую дрянь в школу.
   Эта находка зуба древнего ископаемого животного оставила неизгладимый след в душе, заставила по иному смотреть на историю нашего края. Пожалуй, с трех пор я и приобрёл любовь к краеведению.

   Часть 13. Педагог.

   Сколько бы мы не продолжали рассказ про Ивана Николаевича, но надо сказать, что в первую очередь он был педагог. Педагог по образованию, педагог по складу души. С самого начала трудовой деятельности его судьба связана с угличским педагогическим училищем. В училище он пришёл работать в 1918 году и проработал до самой смерти в 1961 году. Работал учителем рисования, черчения, во внеурочное время вёл изостудию, драмкружок.
   В годы Великой Отечественной войны по возрасту, а Ивану Николаевичу в 1941 году было 49 лет, он имел бронь и не принимал участия в боевых действиях. Всю войну Иван Николаевич работает в Угличе в педучилище. Война обязательно кончится победой советского народа и стране будут необходимы молодые кадры учителей. С особой заботой и вниманием в эти суровые и страшные годы он занимается с детьми. Его студенты ставят для маленьких угличан кукольные спектакли, организовывают различные праздники, оформляют новогодние ёлки с движущимися и говорящими фигурами деда Мороза, Черномора, различных зверушек. В зимнее время года Иван Николаевич со своими студентами придумывают лепить из снега огромные фигуры сказочных героев. Со всего города прибегали ребята посмотреть на диковинного деда Мороза, Снегурочку. И не было конца детскому счастью.
   Иван Николаевич постоянно находился в окружении людей, будь то его ученики, его товарищи, его родные, просто неравнодушные люди. Двери его дома в Пионерском переулке были раскрыты для всех. Его посещали известные в области краеведы: А.Золотарёв, Прямков, Крайнов, к нему приезжали писатели: Ю. Помозов, О.Берггольц, ему писали профессора: Грабарь и др.. Простые угличане пожилые или молодые приходили к нему за советом, за помощью. Иван Николаевич был очень прост в общении. Мягкий, негромкий голос, умные и добрые глаза, обаяние незаурядного интеллигентного человека притягивало людей к нему. При жизни его в Угличе знали очень многие, а слышали о нём почти все.
   В конце 50-х годов за многолетнюю преподавательскую и творческую деятельность, Иван Николаевич был представлен к награждению орденом Ленина. Награду эту по каким-то причинам не получил, может быть потому что не был членом КПСС...
   Как преподаватель, Иван Николаевич отмечает важность и необходимость занятий учеников начальных классов лепкой. В современной педагогике это называется развитие у детей моторики. «Занятие школьников лепкой из глины и пластилина и изготовление изделий из папье-маше в кружке «Умелые руки» не только прививают им определённые трудовые навыки, но и воспитывают художественный вкус». После смерти Ивана Николаевича в 1962 году выходит второе дополненное издание книги «Лепка в начальной школе» в издательстве «Учпедгиз». Все иллюстрации к этим книгам Иван Николаевич рисует сам. Долго ещё приходили письма по адресу г.Углич, Пионерский переулок, д.2 Потехину И.Н. В этих письмах учителя из разных уголков СССР задавали вопросы по методике преподавания лепки, просили выслать книгу. А автора уже не было в живых.

   Часть 14. Семья.

   Иван Николаевич вёл очень энергичную общественную деятельность. Он мог полностью реализовать свои способности потому, что рядом с ним всегда была верная и надёжная подруга - его супруга Ольга Ильинична. Она была преподавателем начальных классов в Новинской семинарии, куда в 1918 году пришёл работать Иван Потехин. Они полюбили друг друга и поженились в 1919 году. В 1920 году у них родился сын Валентин ( мой дедушка отец моей мамы ), в 1922 году - дочь Галина, в 1927 году - дочь Лариса и в 1937 году - дочь Татьяна. Валентин был юристом, работал одно время, как и отец, в архиве, занимался краеведением, любил рисовать. Лариса стала медсестрой, Галина и Татьяна педагоги. Ольга Ильинична работала учительницей не долго, после рождения двух первых детей она стала домохозяйкой и полностью посвятила себя мужу, детям, семье. Жена была опорой в жизни Ивана Николаевича, дети - его надежда.

   Заключение.

   Личность Ивана Николаевича была настолько многогранной, что нельзя сказать, что для него было первостепенным: будь-то преподавание, изучение истории, занятие археологией или рисование... Для него всё было важно и первостепенно.
   И ещё одно - необычайной скромности был этот человек. Об этой черте характера всегда повторяли те, кто знал Ивана Николаевича. Никакого богатства за свою жизнь не нажил он. Главным богатством его были ученики и работы, оставленные для потомков.
   Вот как сказал про Ивана Николаевича Потехина писатель Юрий Помозов в своей книге «Течёт Волга»: «...Лишь вечером я расстался со старым художником... Я уходил обогащенный встречей с художником-краеведом, нашим беспокойным современником, человеком щедрой души, большого сердца. Бессребреником земли угличской». Эти строки были написаны автором летом 1961 года. 19 сентября 1961 года Ивана Николаевича не стало.
   Я, мои родственники сделаем всё, чтобы имя замечательного русского человека - Ивана Николаевича Потехина, посвятившего всю свою жизнь своей малой родине Угличу и угличанам, не было забыто.

   Приложения.

1. Заставка слайдового фильма о жизни и творчестве И.Н.Потехина, показанного на юбилейной встрече в библиотеке им. И.З. Сурикова 19 декабря 2007 года.
2. Первый лист перекидного календаря за 2007 год, выпущенного к 1070-летию Углича с картиной И.Н.Потехина.
3. Вид на Малую сторону г.Углича с церковью святителя Леонтия. В этой церкви крестили Ивана Потехина 19 декабря 1892 года. Фото нач. ХХ
4. Грамота 1803 года из семейного архива, на покупку земли на Малой стороне Углича предком Ивана Потехина.
5. Дом, где жила семья Потехиных до революции. Фото 1934 г.
6. Отец Николай Иванович Потехин. Картина И.Н.Потехина.
7. Мать Анна Фёдоровна. Картина И.Н.Потехина.
8. Семья Потехиных 3 поколения ( сидит Анна Фёдоровна, Николай Иванович, за ними стоят Иван Николаевич и Ольга Ильинична, дети Галина и Валентин мой дедушка по маме ). Фото 1926 г.
9. Школьные годы Ивана Николаевича. Фото 1910 г.
10. Студенческие годы. Фото 1913 г.
11. Студенческие годы учёбы в художественном училище барона фон Штиглица. Фото 1917 г.
12. Студенческие годы. Товарищи. Фото 1917 г.
13. Удостоверение, выданное 10 августа 1919 года преподавателю графических искусств учительской семинарии Ивану Николаевичу Потехину.
14. Характеристика, выданная 16 августа 1929 года преподавателю изобразительных искусств Ивану Николаевичу Потехину.
15. Агитповозка со школьным театром. Фото 20-е г.
16. Начало педагогической деятельности Ивана Николаевича. Фото 20-е г.
17. Работа в изостудии города Углича. Фото 30-е г.
18. Иван Николаевич-учитель рисования в школах Углича. Фото 30-е г.
19. Иван Николаевич с учениками школы рабочей молодёжи. Фото 30-е г.
20. Педагогический коллектив угличского педучилища. Фото 1954 г.
21. Иван Николаевич с группой учеников педучилища. Фото 1957 г.
22. Иван Николаевич со студентами педучилища около снежного Деда Мороза, вылепленного их руками. Фото 1957 г.
23. Иван Николаевич проводит беседу об изобразительном искусстве у себя дома. Фото 1957 г.
24. Автограф О.Ф. Берггольц на книге «Первороссийск», подаренной своему учителю И.Н.Потехину 5 августа 1953 года во время посещения Углича.
25. Характеристика И.Н.Потехина, данная ему в 1950 году для предоставления к награждению орденом Ленина.
26. Каталог первой персональной выставки И.Н.Потехина в 1947 г.
27. Фотографии выставок самодеятельных художников Углича, которые организовывал И.Н.Потехин. Фото 1936 г.
28. Фотографии картин, которые Иван Николаевич писал по заказу Ярославского исторического музея. Фото 30-е г.
29. Родной Углич в произведениях И.Н.Потехина. Рисунки 20-50 г.г.
30. Древний Углич. Рисунки 20-50 г.г.
31. Любимый Углич. Рисунки 20-50 г.г.
32. Картина «Некрасов на охоте». Фото 50-е г.
33. Картины, отреставрированные внуком Александром: «Зимний лес».
34. «Снопы».
35. «Панорама Углича».
36. Экспозиция угличского исторического музея в помещении Спасо-Преображенского собора 50-е годы. В эти годы Иван Николаевич состоял членом совета музея.
37. Статья Ивана Николаевича во втором выпуске «Краеведческих чтений угличского музея» 1957 год.
38. Иван Николаевич рассказывает школьникам о результатах археологической экспедиции в селе Золоторучье около Углича 50-е г.
39. Иван Николаевич - художник -керамист. Фото 50-е г.
40. Иван Николаевич занимается с маленькими угличанами в кружке лепки. Фото 40-е г.
41. Бюсты, выполненные И.Н.Потехиным. Фото 50-е г.
42. Статья в газете «Коллективный труд» о работе Ивана Николаевича над книгой «Лепка в начальной школе».
43. Друзья Ивана Николаевича: историк-археолог Д.А. Крайнов.
44. Академик-художник П.Д. Бучкин. Рисунки И.Н.Потехина.
45. Художник П.К.Гусев. Фото 1960 г.
46. Семья Потехиных в саду около дома в Пионерском переулке. Фото 1951
47. Сын Ивана Николаевича Валентин ( мой дедушка ). Фото 40-е г.
48. Старшая дочь Галина. Фото 40-е г.
49. Средняя дочь Лариса. Фото 40-е г.
50. Младшая дочь Татьяна. Фото 50-е г.
51. Супруга Ивана Николаевича Ольга Ильинична Титова ( сидит ) со своей старшей сестрой Юлией. Фото 10-е г.
52. Ольга Титова с братом Анатолием. Фото 10-е г.
53. 4 июня 1969 года — 70 лет Ольге Ильиничне ( сидит крайняя справа ). В окружении большой и дружной семьи Потехиных, Чернышевых, Глушковых, Петросянц, Козловых, Субботиных.
54. Бессребреник земли угличской, заботник красоты древнерусской -старик с Пионерской улицы Иван Николаевич Потехин. Фото 1961 г.


 

2. Первый лист перекидного календаря за 2007 год, выпущенного к 1070-летию Углича с картиной И.Н.Потехина.



3. Вид на Малую сторону г.Углича с церковью святителя Леонтия. В этой церкви крестили Ивана Потехина 19 декабря 1892 года. Фото нач. ХХ


4. Грамота 1803 года из семейного архива, на покупку земли на Малой стороне Углича предком Ивана Потехина.


5. Дом, где жила семья Потехиных до революции. Фото 1934 г.


6. Отец Николай Иванович Потехин. Картина И.Н.Потехина.


7. Мать Анна Фёдоровна. Картина И.Н.Потехина.


8. Семья Потехиных 3 поколения ( сидит Анна Фёдоровна, Николай Иванович, за ними стоят Иван Николаевич и Ольга Ильинична, дети Галина и Валентин мой дедушка по маме ). Фото 1926 г.


9. Школьные годы Ивана Николаевича. Фото 1910 г.


10. Студенческие годы. Фото 1913 г.


11. Студенческие годы учёбы в художественном училище барона фон Штиглица. Фото 1917 г.


12. Студенческие годы. Товарищи. Фото 1917 г.


15. Агитповозка со школьным театром. Фото 20-е г.


16. Начало педагогической деятельности Ивана Николаевича. Фото 20-е г.


17. Работа в изостудии города Углича. Фото 30-е г.


20. Педагогический коллектив угличского педучилища. Фото 1954 г.


23. Иван Николаевич проводит беседу об изобразительном искусстве у себя дома. Фото 1957 г.


46. Семья Потехиных в саду около дома в Пионерском переулке. Фото 1951

Реклама :

Написать вебмастеру                      &nbssp;                                                                                              Гостевая книга на главной странице

Перейти на главную страницу                                                                            Желающим принять участие в данном проекте пишите.

Используются технологии uCoz